Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Бухгалтерский учет - Порядок списания здания с баланса в бюджетном учреждении

Порядок списания здания с баланса в бюджетном учреждении

Порядок списания здания с баланса в бюджетном учреждении

Бюджетный учет: как организовать учет зданий и помещений

14 сентября 2017 14 сентября 2017 В бухгалтерском учете объекты недвижимости рассматриваются как основные средства, поэтому общие правила учета ОС применимы и к ним. Однако здесь есть свои особенности, которые во многом они зависят от типа объекта и его назначения.

О том, в чем именно заключаются эти особенности, рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта «» компании СКБ Контур.

В случае со зданиями, строениями, сооружениями и помещениями правильно определить инвентарный объект бывает непросто. И здесь важно ориентироваться на несколько правил:

  1. если вспомогательные строения обеспечивают эксплуатацию основного здания, они считаются его частью;
  2. примыкающие здания с разными функциями — это разные объекты;
  3. всевозможные надворные постройки, заборы и иные сооружения, которые обеспечивают работу нескольких зданий или имеют самостоятельное назначение (гараж, летняя кухня), учитываются как отдельные объекты.
  4. инвентарная единица — это отдельно стоящее здание или целый комплекс построек, возведенных на едином фундаменте, которые выполняют одну или несколько общих функций;

Например, отдельно стоящая баня — это строение с самостоятельным назначением, отдельный объект учета.

А вот помещение для хозяйственного инвентаря сотрудников учреждения является вспомогательным, обеспечивает эксплуатацию конкретного здания, поэтому бухучет не выделяет его как самостоятельное помещение.

Каждому вновь поступившему объекту бухгалтер присваивает индивидуальный инвентарный номер.

Он сохраняется на протяжении всего срока эксплуатации здания/помещения данным учреждением.

Структуру номеров, логику их присвоения объектам учреждение вправе придумать самостоятельно. Группы объектов недвижимости по их назначению определяет Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ). Предназначенные для проживания человека здания/помещения разных типов считаются жилыми.

Нежилые объекты — это административные, промышленные, обслуживающие здания, в том числе гаражи и складские помещения. В этом бюджетный учет ничем не отличается от учета в коммерческих предприятиях.

Опираясь на ОКОФ, бухгалтер определяет срок полезного использования объекта и рассчитывает ежемесячную амортизацию.

В 2017 году Минфин России серьезно изменил структуру классификатора (письмо ), некоторые позиции ведомство удалило вовсе или заменило обобщающими понятиями. Изменился и вид кодировки основных средств.

Прежний код состоял из 9 цифр вида ХХ ХХХХХХХ, например: 11 0000000 Здания (кроме жилых):

  1. 11 4521000 Здания топливно-энергетических, металлургических, химических и нефтехимических предприятий
  2. 11 0001000 Здания, кроме жилых, не включенные в другие группировки

Новые коды имеют иную структуру — ХХХ.ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ. Для сравнения приведем классификацию некоторых зданий по новому ОКОФ: Пятая группа (имущество со сроком полезного использования от 7 до 10 лет включительно) Здания Здания (кроме жилых) Сборно-разборные и передвижные здания Жилища Здания жилые общего назначения Жилища каркасно-камышитовые и другие облегченные Новый ОКОФ применяется только для зданий, сооружений и помещений, которые введены в эксплуатацию и поставлены на учет после 1 января 2017 года.

Пересматривать группы ранее полученного имущества не надо, для них сохраняется прежняя классификация. Инструкция, утвержденная приказом Минфина России уточняет, как формировать номера счетов по основным средствам.
Для синтетического учета в Плане счетов бюджетного учета выделен счет 010100000 «Основные средства» и два субсчета:

  1. 010112000 «Нежилые помещения».
  2. 010111000 «Жилые помещения»;

Любое движение основных средств: поступление, внутреннее перемещение, перестройка, списание и пр.

— учреждение оформляет типовыми первичными формами (о них см. ниже), в том числе специальными, предназначенными только для зданий и сооружений (приказ Минфина РФ ). Документы составляются в двух экземплярах, один из которых оставляет у себя МОЛ, а второй забирает бухгалтерия. Учреждения, как правило, не являются собственниками имущества, а только распоряжаются им на правах оперативного управления в соответствии с назначением имущества, целями своей деятельности и заданиями собственника, то есть учредителя.

Учреждения, как правило, не являются собственниками имущества, а только распоряжаются им на правах оперативного управления в соответствии с назначением имущества, целями своей деятельности и заданиями собственника, то есть учредителя.

Инструкция № 157н диктует строгое правило: объекты недвижимости принимать и снимать с учета можно только на основании первичных форм с обязательным приложением регистрационных документов (свидетельства о регистрации права собственности или права оперативного управления (выписка из ЕГРП). А значит, принимая здание или помещение к учету, руководитель учреждения и бухгалтер прежде всего уточняют условия передачи имущества (аренда, хранение и пр.).

Эти условия должны быть где-то зафиксированы: в отдельном письме или в акте приема-передачи собственник указывает, что до регистрации права оперативного управления недвижимость переходит в безвозмездное пользование учреждению. Когда статус объекта уже уточнен, бухгалтерия может применять соответствующую норму Инструкции № 157н. Если учреждение планирует использовать имущество до того, как зарегистрирует свое право на оперативное управление, оно составляет договор безвозмездного пользования и ставит объект на учет на забалансовый счет 01 (п.

333 Инструкции № 157н). Организации госсектора, принимающие недвижимость, должны помнить, что ни один из объектов не может числиться в балансовом учете двух учреждений. Содержание операции Дебет Кредит До государственной регистрации объекта недвижимости Подписан акт приема-передачи на основании распорядительного акта собственника 01 Отражены расходы на коммунальные услуги 0 401 20 223 0 302 23 730 После государственной регистрации объекта недвижимости С забалансового учета списан объект на основании государственной регистрации прав на недвижимое имущество 01 Основное средство принято к учету по факту государственной регистрации прав на недвижимое имущество: на сумму балансовой стоимости 0 101 1х 310 0 210 06 660 0 401 10 180 на сумму начисленной амортизации 0 210 06 560 0 401 10 180 0 104 1х 410 При поступлении объектов недвижимости руководитель или уполномоченный им сотрудник подписывает форму 0306030 «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)», к которой присоединяются документы о государственной регистрации прав. Если речь идет о перемещении объекта от одного материально ответственного лица другому в рамках одно и того же учреждения — форму 0306032

«Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств»

.

Для бухгалтерии акт приема-передачи вместе с технической документацией на объект — основание составить инвентарную карточку или внести запись об изменениях в уже имеющуюся. Бухгалтер оформляет инвентарные карточки на каждый из инвентарных номеров и регистрирует их в специальной описи.

Балансовая стоимость основных средств складывается из их первоначальной стоимости и затрат на производимые изменения, что особенно актуально для зданий, сооружений и помещений, которые часто реконструируются, достраиваются и пр. Эти изменения увеличивают первоначальную стоимость объекта, если в результате произведенных операций улучшаются основные нормативные показатели: эффективность использования, срок эксплуатации и пр.

Балансовая стоимость поменяется и в случае переоценки объектов (приказ Минфина России ). Разницу в балансовой стоимости, изменение первоначальной стоимости и технических характеристик ОС бухгалтеру следует отразить в той же форме 0306002

«Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств»

.

В число наиболее частых причин для списания зданий и помещений входят:

  1. передача объекта недвижимости другому учреждению, органу государственной власти или местного самоуправления;
  2. ликвидация объекта в результате аварии, во время стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.
  3. моральный и физический износ объекта, нецелесообразность дальнейшей эксплуатации и/или неэффективность его восстановления;

Все случаи выбытия/списания объектов перечислены в п. 51 Инструкции № 157н. Вместе со стоимостью имущества с балансового учета списывается и сумма начисленной амортизации. Сделать это можно только на основании решения собственника объекта и акта, заверенного руководителем учреждения.

До окончания всех мероприятий по ликвидации/списанию объекта недвижимости бухгалтерия не может производить какие-либо операции. Как отразить выбытие таких основных средств в бухучете, зависит от основания списания и типа учреждения.

Казенные учреждения опираются на Инструкцию № 162н, бюджетные учреждения — на Инструкцию № 174н, автономные — на Инструкцию № 183н.

Казенное учреждение Бюджетное учреждение Автономное учреждение Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит Продажа, недостача, хищение, физический и моральный износ 1 104 1х 410 1 401 10 172 1 101 1х 410 0 104 1х 410 0 401 10 172 0 101 1х 410 0 104 1х 000 0 401 10 172 0 101 1х 000 Уничтожение, разрушение, приведение в негодность вследствие стихийных бедствий 1 104 1х 410 1 401 20 273 1 101 1х 410 0 104 1х 410 0 401 20 273 0 101 1х 410 0 104 1х 000 0 401 20 273 0 101 1х 000 Пример. Наводнение разрушило секцию здания МКУ «Петровская библиотека», учредитель принял решение списать пришедшее в негодность здание. Балансовая стоимость ОС — 3 200 000 рублей, сумма амортизации к моменту разрушения — 1 300 000 рублей.

Хозяйственные операции по списанию объекта: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Списание начисленной амортизации здания 1 104 12 410 1 101 12 410 1 300 000 Списание остаточной стоимости здания 1 401 20 273 1 101 12 410 1 900 000 При выбытии основных средств бухгалтер заполняет один из документов:

  1. форму 0306003 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)»;
  2. форму 0306033 «Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)».

Одна из важных составляющих учета зданий и помещений — своевременная инвентаризация.

Порядок проведения подробно изложен в законе «О бухучете» , методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина ) и других нормативных актах. Специально созданная руководителем учреждения комиссия осматривает объекты и заносит полученные данные по их наличию и состоянию в инвентаризационные описи.

Комиссия также проверяет, в каком объеме представлена техническая документация на объект, правильно ли ведутся инвентарные карточки, описи и книги, законно ли учреждение использует недвижимость. Руководителю учреждения и бухгалтеру следует отнестись к инвентаризации зданий сооружений и помещений внимательно.

Руководителю учреждения и бухгалтеру следует отнестись к инвентаризации зданий сооружений и помещений внимательно. Впрочем, этот совет касается и остальных этапов работы с недвижимостью, ведь она составляет значительную долю в активах учреждений.

Ошибки в учете, некорректное начисление амортизации может повлечь нарушения в финансовой отчетности и привести к серьезным штрафам со стороны контролирующих органов. 18 759 18 759 18 759 18 759Популярное за неделю19 03551 3945 698157 22382 643

Избавляемся от ненужных активов

Фото Василия Смирнова, Кублог В ходе проведения годовой инвентаризации учреждение может выявить имущество, не используемое в процессе деятельности по причине полной или частичной утраты им потребительских свойств, в том числе физического или морального износа.

Если восстановить такое имущество нельзя или дальнейшее его использование экономически нецелесо­образно, то его списывают с учета. О том, как правильно провести и отразить в бюджетном учете мероприятия по списанию пришедших в негодность активов, расскажем в статье.

С целью выявления имущества, не используемого при ведении деятельности учреждения, проводится инвентаризация.

Порядок ее проведения устанавливается учреждением самостоятельно в рамках формирования учетной политики, с учетом положений законодательства РФ (п. 6, 20 Инструкции № 157н). Напомним, что перед составлением годовой бюджетной отчетности осуществление инвентаризации обязательно (п. 7 Инструкции № 191н). Такая инвентаризация должна проводиться учреждением не ранее 1 октября отчетного года.

В Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания по инвентаризации), прописаны общие правила ее проведения.

Согласно этому документу на основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, составляется отдельная инвентаризационная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших данные объекты к непригодности (порча, полный износ и т. п.) (п. 3.6 Методических указаний по инвентаризации).

Полагаем, что аналогичным образом следует оформить инвентаризационные описи и в отношении иных нефинансовых активов. То есть факт обнаружения не пригодных к использованию объектов имущества должен быть зафиксирован в отдельной описи. Составляется она по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ № 52н, – инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф.

Составляется она по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ № 52н, – инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). Именно этот документ будет являться основанием для проведения последующих мероприятий по списанию имущества. Решение о списании пришедшего в негодность имущества с учета принимается не инвентаризационной комиссией, а специально созданной для этих целей комиссией, состоящей из компетентных сотрудников, обладающих соответствующими знаниями и навыками.

Для определения целесообразности дальнейшего использования имущества, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления необходимой документации на его списание (выбытие) с баланса учреждения приказом руководителя назначается постоянно действующая комиссия. Как правило, в состав комиссии включаются:

  1. заместитель руководителя учреждения (председатель комиссии);
  2. специалисты экономических служб (главный бухгалтер или заместитель главного бухгалтера (бухгалтер));
  3. начальники соответствующих структурных подразделений (служб);
  4. представители иных служб.
  5. специалисты технических служб (инженер, техник и т. д.);

В случае отсутствия у учреждения работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя могут приглашаться эксперты.

Лица, чьи обязанности связаны с непосредственной материальной ответственностью за материальные ценности, исследуемые в целях принятия решения о списании имущества, не могут быть привлечены в качестве экспертов для участия в заседаниях комиссии. В компетенцию комиссии по списанию имущества входит:

  1. организация физического уничтожения неоприходованных составных частей списанного имущества и их утилизация;
  2. подготовка акта о списании имущества и формирование пакета документов для согласования списания имущества в соответствии с перечнем, утверждаемым вышестоящим органом власти (местного самоуправления), в ведении которого находится учреждение.
  3. установление причин списания (физический и моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания имущества);
  4. выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие имущества по причине нарушения технологических режимов эксплуатации, преступной халатности или бесхозяйственности, и внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;
  5. осмотр имущества, подлежащего списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
  6. оформление актов обследования имущества;
  7. установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества, возможности и эффективности его восстановления;
  8. установление возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов выбывающего имущества, контроль за изъятием из списываемых в составе объекта основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад;

Решение о списании имущества принимается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, путем подписания акта о списании.

Имущество закрепляется за казенным учреждением на праве оперативного управления (ст.

296 ГК РФ). Собственником такого имущества выступает соответствующее публично-правовое образование (РФ, субъект РФ, муниципальное образование). Учреждение владеет, пользуется им согласно целям своей деятельности и назначению этого имущества в пределах, установленных законодательством РФ. Отчуждать либо иным способом распоряжаться им без согласия собственника имущества казенное учреждение не может (п.

4 ст. 298 ГК РФ). Таким образом, процедура списания имущества в обязательном порядке должна быть согласована с собственником имущества. Основными нормативными правовыми документами, регламентирующими процесс списания федерального имущества, являются: – Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (далее – Положение № 834), которое определяет особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральными казенными учреждениями, федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) и их территориальными органами; – Порядок представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ № 96, Минфина РФ № 30н от 10.03.2011 (далее – Порядок № 96/30н).

Для казенных учреждений субъектов РФ (муниципальных образований) порядок списания имущества устанавливается нормативно-правовыми актами, принятыми на региональном (местном) уровне.

В целях согласования решения о списании федерального имущества руководитель учреждения направляет (сопроводительным письмом, содержащим полное наименование учреждения) в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится, следующие документы (п.

1, 2 Порядка № 96/30н): 1) перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию.

В нем указываются:

  1. остаточная стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании;
  2. инвентарный номер объекта федерального имущества в случае его присвоения;
  3. балансовая стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании;
  4. год ввода в эксплуатацию (год выпуска) объекта федерального имущества;
  5. номер по порядку;
  6. срок полезного использования, установленный для данного объекта федерального имущества, и срок фактического использования на момент принятия решения о списании;
  7. наименование объекта федерального имущества;

2) копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (с приложением положения о комиссии и об ее составе, утвержденного приказом руководителя учреждения) в случае, если такая комиссия создается впервые или в ее положение либо в состав внесены изменения; 3) копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов федерального имущества; 4) акты о списании федерального имущества и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти с учетом отраслевой специфики используемого имущества. Все документы, представляемые на согласование, должны быть заверены уполномоченным лицом учреждения с ясными оттисками печатей и штампов и расшифровкой подписей. В большинстве случаев на рассмотрение комплекта документов уходит не больше месяца, за исключением ситуаций, требующих дополнительной проверки обоснованности списания имущества или дополнительного изучения документов.

Решение о согласовании списания имущества оформляется в форме приказа (распоряжения) органа, осуществляющего координацию деятельности учреждения. Копия этого документа, заверенная в установленном порядке, направляется в учреждение.

На основании полученного приказа (распоряжения) составляется приказ руководителя учреждения на списание имущества с баланса. Датой списания имущества с учета будет считаться дата утверждения акта о списании руководителем учреждения. До утверждения в установленном порядке акта о списании реализация мероприятий по разборке, демонтажу, извлечению деталей, узлов, пригодных для использования, уничтожению или утилизации имущества не допускается.

Пришедшее в негодность имущество списывается с учета на основании следующих первичных учетных документов, утвержденных Приказом Минфина РФ № 52н: Объекты учета Наименование первичного документа Основные средства, нематериальные активы, иные материальные ценности (кроме транспортных средств, сырья, материалов, а также готовой продукции, произведенной учреждением) Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) Транспортные средства Акт о списании транспортного средства (ф.

0504105) Объекты библиотечных фондов Акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144) Материальные запасы Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) Мягкий инвентарь, посуда, однородные предметы хозяйственного инвентаря стоимостью от 3 000 до 40 000 руб.

включительно за единицу Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143) Учет операций по выбытию имущества ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф.

0504071) (п. 55, 69, 120 Инструкции № 157н).Выбытие основных средств по причине их морального и физического износа, нецелесообразности дальнейшего использования, непригодности, невозможности или неэффективности восстановления отражается в бюджетном учете по завершении мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т. п.), пре­дусмотренных при принятии решения о списании объектов (п.

51 Инструкции № 157н). Вместе со списанием с балансового учета стоимости объекта основных средств списанию подлежит сумма накопленных амортизационных отчислений по этому объекту. Операции по списанию пришедших в негодность основных средств отразятся в бюджетном учете следующими проводками (п. 10 Инструкции № 162н): Содержание операции Дебет Кредит Списана сумма начисленной амортизации на объекты основных средств: – недвижимого имущества 1 104 1х 410 1 101 1х 410 – движимого имущества 1 104 3х 410 1 101 3х 410 Списана остаточная стоимость объектов основных средств: – недвижимого имущества 1 401 10 172 1 101 1х 410 – движимого имущества 1 401 10 172 1 101 3х 410 Одновременно списанные объекты основных средств принимаются к учету на забалансовый счет 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» (в условной оценке: один объект – один рубль) до момента их демонтажа и (или) утилизации (п.

335 Инструкции № 157н, п. 10 Инструкции № 162н).Выбытие нематериальных активов может производиться в случае прекращения их использования вследствие морального износа (п.

65 Инструкции № 157н). Одновременно со списанием с учета балансовой стоимости объектов нематериальных активов подлежит списанию с учета сумма накопленных амортизационных отчислений по этим активам. Списание с учета пришедших в негодность нематериальных активов отразится в бюджетном учете так (п. 13 Инструкции № 162н): Содержание операции Дебет Кредит Списаны нематериальные активы: – в сумме начисленной амортизации 1 104 39 420 1 102 30 420 – в сумме остаточной стоимости 1 401 10 172 1 102 30 420 После утверждения в установленном порядке акта о списании основных средств, нематериальных активов в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф.

0504031) делается отметка о выбытии объекта (приложение 5 к Приказу Минфина РФ № 52н).Выбытие материальных запасов вследствие полной или частичной утраты ими потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости (п. 108 Инструкции № 157н). Применение одного из указанных способов должно быть закреплено в учетной политике учреждения.

При этом установленный порядок определения стоимости не может быть изменен в течение финансового года. Операции по списанию с учета пришедших в негодность материальных запасов отразятся в бюджетном учете следующим образом (п. 26 Инструкции № 162н): Содержание операции Дебет Кредит Списаны материальные запасы 1 401 20 272 1 105 3х 440 Материальные ценности, полученные в результате разборки, утилизации (ликвидации) имущества, подлежат оприходованию.

Их стоимость определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования (п.

106 Инструкции № 157н). Принятие к учету указанных материальных запасов отразится на основании акта приемки материалов (материальных ценностей) (ф.

0504220) следующей бухгалтерской записью (п. 23 Инструкции № 162н): Содержание операции Дебет Кредит Оприходованы материальные запасы, полученные в результате ликвидации основных средств и остающиеся в распоряжении учреждения 1 105 3х 340 1 401 10 172 Оприходованы материальные запасы (материалы, комплектующие, запасные части, ветошь, дрова и т. п.), остающиеся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения демонтажных работ, в том числе работ по разукомплектации объектов нефинансовых активов 1 105 3х 340 1 401 10 180 ?

Казенным учреждением принято решение списать морально устаревшее оборудование, которое не может использоваться по назначению. Балансовая стоимость оборудования составила 150 000 руб., сумма начисленной по нему амортизации – 100 000 руб.

В бюджетном учете необходимо сделать следующие бухгалтерские записи: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Списана сумма начисленной на оборудование амортизации 1 104 34 410 1 101 34 410 100 000 Списана остаточная стоимость оборудования ((150 000 — 100 000) руб.) 1 401 10 172 1 101 34 410 50 000 Принято оборудование на забалансовый учет Забалансовый счет 02 1 Казенным учреждением списана с учета пришедшая в негодность спецодежда (мягкий инвентарь) на общую сумму 5 000 руб.

В результате списания принята к учету ветошь. Ее оценочная стоимость на дату принятия к учету составила 500 руб. В бюджетном учете необходимо сделать следующие бухгалтерские записи: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Списана спецодежда, пришедшая в негодность 1 401 20 272 1 105 35 440 5 000 Оприходована ветошь, оставшаяся в распоряжении учреждения после ликвидации мягкого инвентаря 1 105 36 340 1 401 10 180 500 * * * В заключение обобщим вышесказанное.

Решение о списании пришедшего в негодность имущества принимается специально созданной для этих целей комиссией, назначенной приказом руководителя учреждения. Однако, прежде чем списывать имущество с учета, казенному учреждению следует заручиться согласием его собственника. С этой целью вышестоящему органу власти (местного самоуправления) направляется комплект необходимых документов.

После получения соответствующего разрешения учреждение отражает списание имущества в бюджетном учете. Данная процедура оформляется актами на списание, утвержденными Приказом Минфина РФ № 52н. Материальные ценности, образовавшиеся в результате разборки, утилизации (ликвидации) имущества, должны быть оприходованы.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв.

Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н

«Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»

. Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв.

Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.Источник: Журнал Рубрика: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Списание имущества, находящегося в федеральной собственности: необходимость или головная боль?

Как известно, любое имущество рано или поздно приходит в непригодность и, следовательно, возникает необходимость списать его с баланса учреждения.

Как показывает наша практика, списание федерального имущества часто оборачивается головной болью для бухгалтера учреждения. Какой пакет документов подготовить? С кем и в какие сроки согласовывать списание?

Как избежать нарушений законодательства? На эти и другие вопросы мы ответим в данной статье.

Для «грамотного» списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за федеральными казенными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, федеральными органами государственной власти, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, следует запомнить ряд важных документов общего характера (актуальны на момент написания статьи): Уточните, существует ли в вашей организации приказ учредителя или иной внутриведомственный документ, регламентирующий более подробный порядок списания.

– Постановление Правительства РФ от 14 октября 2010 года N 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (далее – Постановление N 834); – Приказ Министерства экономического развития РФ и Минфина РФ от 10 марта 2011 года N 96/30н «Об утверждении порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления».

Учитывая положения указанных нормативных актов и разъяснения, приведенные в письмах Минэкономразвития, подробно рассмотрим особенности списания движимого и недвижимого федерального имущества. Согласно п. 2 Постановления N 834 под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием федерального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.Списание федерального имущество – комплекс действий по признанию этого имущества непригодным для использования. К сведению.Положения Постановления N 834 не распространяются на списание: а) федерального имущества, изъятого из оборота; б) музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также документов, включенных в Архивный фонд Российской Федерации и (или) Национальный библиотечный фонд; в) федерального имущества, расположенного за пределами Российской Федерации.Решение о списании федерального имущества принимается в следующих случаях:

  1. если федеральное имущество выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.
  2. если федеральное имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;

При этом решение о списании имущества принимается:а) в отношении федерального движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного федеральным государственным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение федерального имущества, – организацией самостоятельно;б) в отношении федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного федеральным государственным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение федерального имущества, – организацией по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится.В целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества организацией создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения (далее – комиссия).Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя организации.

Комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии. В состав комиссии по списанию имущества могут включаться: – главный бухгалтер (бухгалтер; иные лица, на которых возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета);– руководители структурных подразделений учреждения;– материально ответственные лица, на которых возложена ответственность за сохранность имущества;– специалисты учреждения, которые могут дать объективное заключение о состоянии имущества. В случае отсутствия у организации работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты.

Эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе. Экспертом не может быть лицо организации, на которое возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за материальные ценности, исследуемые в целях принятия решения о списании федерального имущества. Понятие «эксперт» в различных нормативных актах трактуется по-разному, но в любом случае это не только профессионал, но и человек, обладающий глубокими познаниями в определенной сфере и соответствующим опытом.Приведем несколько определений.Эксперты – граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю (Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).Эксперт саморегулируемой организации оценщиков – член саморегулируемой организации оценщиков, сдавший единый квалификационный экзамен и избранный в состав экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков общим собранием членов саморегулируемой организации оценщиков (ст.

16.2 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Если договором, заключенным между организацией, в которой создана комиссия, и экспертом, участвующим в работе комиссии, предусмотрена возмездность оказания услуг эксперта, оплата его труда осуществляется: а) федеральным органом государственной власти, органом управления внебюджетным фондом Российской Федерации, федеральным государственным учреждением, являющимися в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателями средств федерального бюджета, – в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на их содержание;б) федеральным бюджетным учреждением, федеральным автономным учреждением – за счет собственных средств либо в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за счет средств, предоставленных из федерального бюджета в форме субсидий;в) иными организациями – за счет собственных средств. Если вы не хотите платить эксперту, необходимо, во-первых, найти такого энтузиаста, а во-вторых, прямо прописать безвозмездный характер в договоре.

Комиссия проводит заседания по мере появления утратившего целевое назначение имущества. Порядок заседаний аналогичен собранию учредителей какой-либо коммерческой организации.

Четко регламентирован срок рассмотрения комиссией представленных ей документов.

Он не должен превышать 14 дней, после чего комиссия выносит решение.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, путем подписания акта о списании федерального имущества. При этом заседание комиссии считается правомочным при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов состава комиссии.Комиссия осуществляет следующие действия: а) осматривает федеральное имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации; б) принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования федерального имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от федерального имущества; в) устанавливает причины списания федерального имущества, в числе которых: – физический и (или) моральный износ; – нарушение условий содержания и (или) эксплуатации; – аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации. При этом желательно, чтобы все события такого рода имели свое документальное подтверждение; – длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания федерального имущества в соответствии с п.

3 Постановления N 834; г) подготавливает акт о списании федерального имущества (далее – акт о списании) в зависимости от вида списываемого федерального имущества по установленной форме и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация. Согласно п. 12 Инструкции по применению плана счетов бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н, и п. 9 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н, решение комиссии учреждения о списании объектов основных средств оформляется следующими первичными документами: – Актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф.

0306003);– Актом о списании автотранспортных средств (ф.

0306004);– Актом о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033);– Актом о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143) (в части однородных предметов хозяйственного инвентаря);– Актом о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф.

0504144). Приказом руководителя на комиссию могут быть возложены дополнительные полномочия, направленные на обеспечение использования федерального имущества по целевому назначению, в том числе при проведении инвентаризации, а также при своевременной подготовке и принятии решений о списании федерального имущества.Однако составление акта комиссии – не последнее действие в долгой процедуре списания имущества!Итак, акт готов, что дальше:1. Оформленный акт о списании имущества должен быть утвержден руководителем организации самостоятельно, а в отношении федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества – руководителем организации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация.2. В целях согласования решения о списании федерального имущества руководитель организации направляет в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится организация, следующие документы: 1) перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию (далее – объекты федерального имущества).

В данном перечне в обязательном порядке указываются: — номер по порядку;— наименование объекта федерального имущества;— инвентарный номер объекта федерального имущества в случае его присвоения;— год ввода в эксплуатацию (год выпуска) объекта федерального имущества;— балансовая стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании.

Напомним, что балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений;— остаточная стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании (под остаточной стоимостью понимается балансовая стоимость объекта, уменьшенная на сумму начисленной на соответствующую дату амортизации);— срок полезного использования, установленный для данного объекта федерального имущества, и срок фактического использования на момент принятия решения о списании; 2) копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя организации) в случае, если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение либо в состав внесены изменения; 3) копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов федерального имущества; 4) акты о списании федерального имущества и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с пп. «г» п. 6 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 834.3.Указанные документы направляются сопроводительным письмом, содержащим полное наименование организации.4. По результатам рассмотрения представленных учреждением документов учредителем принимается решение о согласовании или об отказе в согласовании списания.Решение должно быть направлено учреждению в срок не позднее 45 календарных дней с момента поступления учредителю указанных документов.

В случае принятия решения об отказе в согласовании, причины отказа должны быть также доведены до учреждения. До утверждения в установленном порядке акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.5.

Реализация мероприятий по непосредственному списанию осуществляется организацией самостоятельно либо с привлечением третьих лиц на основании заключенного договора и подтверждается комиссией.6. И наконец, окончательное выбытие федерального имущества в связи с принятием решения о списании отражается в бухгалтерском (бюджетном) учете организацией в установленном порядке в соответствии с п. 10 Инструкции N 162н1, п. 12 Инструкции N 174н2, п.

12 Инструкции N 183н3 и не относится к действиям по распоряжению федеральным имуществом.7. Но! Даже после этого учреждению необходимо вовремя направить в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом утвержденный руководителем организации акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».

Для этого учреждение должно уложиться в срок, не превышающий одного месяца, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества.К сведению.

Согласно позиции Минэкономразвития РФ, изложенной в Письме от 10 февраля 2011 года N 2238-АЛ/Д08

«О разъяснении норм Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 834»

согласовывать списание федерального имущества с Росимуществом не требуется, что не освобождает правообладателей от необходимости согласования с Росимуществом, после отражения соответствующих сведений в реестре федерального имущества в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», в установленном порядке дальнейших действий по распоряжению федеральным имуществом. Bтак, в данной статье мы осветили основные нюансы списания федерального имущества бюджетными и казенными учреждениями. Придерживаясь вышеуказанных рекомендаций, вы сможете обезопасить себя от совершения ошибок и возможных негативных последствий, сэкономить время и нервы.

И помните, решение о списании федерального имущества принимается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится, только в отношении:

  1. особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного учреждением за счет средств, выделенных его учредителем.
  2. федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства);

В отношении движимого имущества, не относящегося в соответствии с законодательством к особо ценному движимому имуществу и не изъятого из оборота, учреждения правомочны принимать решения о списании самостоятельно.Внимательно отнеситесь к порядку списания имущества и своевременному оформлению документов, и вся процедура пройдет без проблем!

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

2 thoughts on “Порядок списания здания с баланса в бюджетном учреждении

  1. Чтобы получить как можно больше знаний по бухучету, я проходила курсы тут . На сайте вы сможете воспользоваться помощью и консультацией опытных бухгалтеров, повысить свою квалификацию, выбрав подходящую сертифицированную программу.

Comments are closed.

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+