Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Земельное право - Как рассчитывается кадастровая стоимость имущества организации

Как рассчитывается кадастровая стоимость имущества организации

Как организации рассчитать налог на имущество

  1. 2.
  2. 3.
  3. 5.
  4. 1.
  5. 4.

Рассчитывать и платить налог на определенное имущество самостоятельно должны российские и иностранные организации. Правда, последние должны делать это, только если работают в России через постоянные представительства или имеют на ее территории недвижимость. Такой порядок следует из пунктов 1–3 статьи 374 Налогового кодекса РФ. Прочтите также, . При расчете налога на имущество воспользуйтесь следующим алгоритмом:

  • проверьте, можно ли применить льготы;
  • определите базу для расчета налога;
  • рассчитайте сумму налога к уплате в бюджет.
  • узнайте, по каким ставкам считать налог;
  • определите, какое имущество нужно облагать налогом;

По общему правилу платят налог с имущества, которое отразили в бухучете в составе основных средств.

Это могут быть и те объекты, что принадлежат организации на правах собственности, и те, что получены во временное владение, пользование, распоряжение, а также в доверительное управление или совместную деятельность. Например, налог с лизингового имущества обычно платит тот, на чьем балансе оно учитывается.

А это может быть как лизингодатель, так и лизингополучатель. Особый порядок предусмотрен только в отношении объектов недвижимости, налоговой базой для которых является кадастровая стоимость.

Во-первых, с жилых строений налог на имущество надо платить, даже если эти объекты в бухучете не отражены в составе основных средств. А во-вторых, если «кадастровые» объекты не переданы в доверительное управление или концессию, платить за них налог на имущество должны только их собственники или организации, которые владеют этим имуществом на праве хозяйственного ведения.

Все это следует из положений пункта 1 статьи 374, подпункта 3 пункта 12 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

К объектам, с которых надо платить налог, относят и движимое и недвижимое имущество. Правда, с определенными оговорками. Существует две категории основных средств, налог с которых платить не нужно.

Первая – это льготируемое имущество. Разобраться, какие льготы вы можете использовать, помогут справочные таблицы по (они действуют для всех) и по (для объектов на отдельных территориях).

Вторая категория – это имущество, которое . Например, это основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Полный перечень есть в пункте 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ.

Льготируемое имущество исключайте из расчета налоговой базы, но в или его все равно надо указать. Сначала включите стоимость льготируемого имущества в графу 3 раздела 2 декларации, а затем отразите отдельно в графе 4 раздела 2. Имущество, которое не признается объектом налогообложения (указанное в подп.

1–8 п. 4 ст. 374 НК РФ), в графах 3 и 4 отражать не нужно. Однако основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, нужно отразить по строке 210 раздела 2 расчета авансовых платежей и по строке 270 раздела 2 декларации.

Состав объектов налогообложения для иностранных организаций, имеющих в России постоянное представительство, аналогичен тому, что предусмотрен для российских организаций. Они обязаны вести учет основных средств по правилам российского бухучета, то есть в соответствии с ПБУ 6/01.

Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 374 Налогового кодекса РФ.

У иностранных организаций, не имеющих в России постоянного представительства, налогом облагают только недвижимость, которая находится на территории России (п. 3 ст. 374 НК РФ). Базу для расчета налога на имущество определяйте отдельно по следующему имуществу:

  1. каждого обособленного подразделения с отдельным балансом;
  2. расположенному по местонахождению головного отделения российской организации или постоянного представительства иностранной;
  3. входящему в состав Единой системы газоснабжения;
  4. при исполнении концессионных соглашений.
  5. переданному в доверительное управление или приобретенному в рамках такого договора;
  6. налог с которого считают исходя из кадастровой стоимости;
  7. задействованному в рамках договора простого или инвестиционного товарищества;
  8. облагаемому по разным налоговым ставкам;
  9. вне местонахождения организации (отдельно по каждому объекту);

Это следует из положений пункта 1 статьи 376, статей 377, 378, 378.1 и 378.2 Налогового кодекса РФ.

Особый порядок определения налоговой базы действует в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории нескольких субъектов РФ (трубопроводы, электросети, железнодорожные магистрали и т. п.). Налоговую базу в этом случае определяйте раздельно.

То есть долю налоговой базы, которая относится к тому или иному региону, следует рассчитывать пропорционально части стоимости объекта, расположенного в соответствующем регионе. Об этом сказано в пункте 2 статьи 376 Налогового кодекса РФ.

Некоторые особенности имеет порядок определения налоговой базы организациями, на балансе которых имеются объекты транспортной инфраструктуры. Они вправе уменьшать базу по налогу на имущество на стоимость законченных капвложений в строительство, модернизацию и реконструкцию:

  1. портовых гидротехнических сооружений. Например, волноломов, пирсов, причалов и т. п.;
  2. судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях России. Например, шлюзов, судоподъемников;
  3. сооружений инфраструктуры воздушного транспорта, за исключением систем централизованной заправки самолетов и космодрома. Например, сооружений и оборудования на территории аэропортов.

При расчете налога на имущество не учитывают перечисленные виды капвложений, которые включены в балансовую стоимость названных объектов или учтены в качестве основных средств начиная с 1 января 2010 года. При этом период ввода в эксплуатацию самого объекта, подвергшегося реконструкции или модернизации – до или после 1 января 2010 года, значения не имеет.

Это следует из положений пункта 6 статьи 376 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 25 июня 2013 г.

№ 03-05-05-01/23974 и ФНС России от 24 июня 2011 г. № ЗН-4-11/10123. При определении состава объектов транспортной инфраструктуры, капвложения в которые уменьшают налоговую базу, руководствуйтесь отраслевыми нормативными актами. Например:

  1. в отношении воздушного транспорта – Воздушным кодексом РФ, Законом от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ;
  2. в отношении гидротехнических сооружений – законами от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ и от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ.

Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 25 октября 2011 г.

№ 03-05-04-01/37. Налоговой базой по налогу на имущество может быть: 1) кадастровая стоимость – для расчета налога по следующим объектам:

  1. нежилые помещения, которые согласно технической документации предназначены для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, а также помещений, которые фактически используют для этих целей. То есть когда перечисленные объекты занимают не менее 20 процентов общей площади помещения;
  2. любые объекты недвижимости иностранных организаций, которые не используются в деятельности постоянных представительств в России;
  3. любые объекты недвижимости иностранных организаций, которые не имеют в России постоянных представительств;
  4. и центры или комплексы, а также отдельные помещения в них. К ним приравниваются здания, которые предназначены (фактически используются) для одновременного размещения офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ);
  5. жилые дома или помещения (в т. ч. и те, которые не учитываются на балансе в качестве основных средств);

2) среднегодовая стоимость имущества (при расчете авансовых платежей применяется средняя стоимость имущества за I квартал, полугодие или девять месяцев) – для расчета налога по всем остальным объектам.

Решение о расчете налога на имущество исходя из кадастровой стоимости недвижимости принимают власти субъектов РФ и оформляют законами.

Для этого предварительно утверждают результаты кадастровой оценки недвижимости – без этого принимать законы власти регионов не вправе. Более того, они должны заранее утвердить и опубликовать перечни конкретных объектов недвижимости, указав их кадастровые номера и адреса, по которым налог надо определять исходя из кадастровой стоимости. Если к началу очередного налогового периода полный комплект региональных документов не подготовлен, рассчитывать налог на имущество в этом периоде нужно исходя из среднегодовой (средней) стоимости имущества.

Однако после вступления в силу нового порядка возврат к прежним правилам определения налоговой базы будет невозможен. Такие правила установлены статьями 375 и 378.2 Налогового кодекса РФ.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 29 ноября 2013 г. № 03-05-07-08/51796 и ФНС России от 31 октября 2013 г. № БС-4-11/19535. Узнать, в каких регионах действует (планируется к введению) новый порядок и к какому имуществу он применяется, поможет . При расчете средней стоимости имущества за отчетный период применяйте формулу: Средняя стоимость имущества за отчетный период = Остаточная стоимость имущества на начало отчетного периода + Остаточная стоимость имущества на начало каждого месяца внутри отчетного периода + Остаточная стоимость имущества на начало первого месяца, следующего за отчетным периодом : Количество месяцев в отчетном периоде + 1 При расчете среднегодовой стоимости имущества за налоговый период воспользуйтесь формулой: Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период = Остаточная стоимость имущества на начало налогового периода + Остаточная стоимость имущества на начало каждого месяца внутри налогового периода + Остаточная стоимость имущества на конец налогового периода (31 декабря) : Количество месяцев в налоговом периоде + 1 Остаточную стоимость имущества определите по формуле: Остаточная стоимость имущества = Первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства – Начисленная амортизация (износ) Остаточную стоимость имущества определяйте по данным бухучета.
При расчете средней стоимости имущества за отчетный период применяйте формулу: Средняя стоимость имущества за отчетный период = Остаточная стоимость имущества на начало отчетного периода + Остаточная стоимость имущества на начало каждого месяца внутри отчетного периода + Остаточная стоимость имущества на начало первого месяца, следующего за отчетным периодом : Количество месяцев в отчетном периоде + 1 При расчете среднегодовой стоимости имущества за налоговый период воспользуйтесь формулой: Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период = Остаточная стоимость имущества на начало налогового периода + Остаточная стоимость имущества на начало каждого месяца внутри налогового периода + Остаточная стоимость имущества на конец налогового периода (31 декабря) : Количество месяцев в налоговом периоде + 1 Остаточную стоимость имущества определите по формуле: Остаточная стоимость имущества = Первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства – Начисленная амортизация (износ) Остаточную стоимость имущества определяйте по данным бухучета.

При определении остаточной стоимости основных средств на конец года учитывайте операции, влияющие на формирование этого показателя и отраженные в бухучете в течение 31 декабря. Из остаточной стоимости исключите суммы оценочных обязательств по ликвидации основных средств и восстановлению окружающей среды (если при постановке объекта на учет такие затраты закладывались в первоначальную стоимость).

Такие правила установлены пунктом 3 статьи 375 и пунктом 4 статьи 376 Налогового кодекса РФ и разъяснены в письме Минфина России от 14 июля 2010 г.

№ 03-05-05-01/26. Пример определения средней (среднегодовой) стоимости имущества для расчета налога на имущество.

Организация ведет деятельность в течение полного календарного года По данным бухучета остаточная стоимость основных средств, признаваемых объектами обложения налогом на имущество, у ООО «Альфа» составляет:

  1. на 1 декабря – 5 150 000 руб.;
  2. на 1 июня – 5 650 000 руб.;
  3. на 31 декабря – (с учетом операций, отраженных в бухучете в течение 31 декабря) – 5 100 000 руб.
  4. на 1 января – 6 000 000 руб.;
  5. на 1 марта – 5 800 000 руб.;
  6. на 1 мая – 5 700 000 руб.;
  7. на 1 сентября – 5 400 000 руб.;
  8. на 1 апреля – 5 750 000 руб.;
  9. на 1 ноября – 5 200 000 руб.;
  10. на 1 августа – 5 450 000 руб.;
  11. на 1 октября – 5 350 000 руб.;
  12. на 1 февраля – 5 950 000 руб.;
  13. на 1 июля – 5 500 000 руб.;

Средняя стоимость имущества за I квартал равна: (6 000 000 руб.

+ 5 950 000 руб. + 5 800 000 руб. + 5 750 000 руб.) : (3 + 1) = 5 875 000 руб.

Средняя стоимость имущества за первое полугодие составила: (6 000 000 руб. + 5 950 000 руб. + 5 800 000 руб.

+ 5 750 000 руб. + 5 700 000 руб. + 5 650 000 руб. +5500 000 руб.) : (6 + 1) = 5 764 285 руб. Средняя стоимость имущества за девять месяцев составила: (6 000 000 руб.

+ 5 950 000 руб. + 5 800 000 руб. + 5 750 000 руб. + 5 700 000 руб.

+ 5 650 000 руб. + 5 500 000 руб. + 5 450 000 руб. + 5 400 000 руб.

+ 5 350 000 руб.) : (9 + 1) = 5 655 000 руб. Среднегодовая стоимость имущества за год составила: (6 000 000 руб. + 5 950 000 руб. + 5 800 000 руб.

+ 5 750 000 руб. + 5 700 000 руб. + 5 650 000 руб. + 5 500 000 руб.

+ 5 450 000 руб. + 5 400 000 руб. + 5 350 000 руб. + 5 200 000 руб. + 5 150 000 руб. + 5 100 000 руб.) : (12 + 1) = 5 538 462 руб.

Ситуация: влияют ли на определение налоговой базы по налогу на имущество различия в стоимости основных средств по данным бухучета и данным независимого оценщика? Организация провела экспертную оценку своего имущества для получения банковского кредита. Нет, не влияют. Организация не обязана отражать в бухучете результаты независимой оценки своего имущества.

Сделать это придется, только если независимого оценщика наняли для переоценки имущества. Когда решение о переоценке закреплено в учетной политике. Если такое решение не принято, результаты оценки никак не скажутся на расчете налога на имущество.

Если же организация проведет переоценку всех основных средств или их отдельной группы с привлечением независимого оценщика, то налог на имущество нужно будет рассчитывать исходя из остаточной стоимости основных средств с учетом переоценок.

Рекомендуем прочесть:  Земля под жд путями

Во всех остальных случаях оценка независимым экспертом имущества на учет не повлияет.

Это следует из пункта 15 ПБУ 6/01 и пункта 3 статьи 375 Налогового кодекса РФ. Ситуация: с какого момента для расчета налога на имущество нужно увеличивать первоначальную стоимость основного средства (здания) после его реконструкции? Увеличенную первоначальную стоимость объекта учитывайте с 1-го числа месяца, следующего за окончанием реконструкции.

Первоначальную стоимость основных средств для расчета налога на имущество нужно определять по правилам бухучета, в котором первоначальная стоимость реконструируемого основного средства увеличивается после завершения реконструкции.

Таким образом, на среднегодовую стоимость имущества результаты реконструкции окажут влияние с 1-го числа месяца, следующего за окончанием реконструкции. Такой вывод следует из пункта 3 статьи 375, пункта 4 статьи 376 Налогового кодекса РФ и пункта 42 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г.

№ 91Н. Пример расчета налога на имущество при реконструкции здания ООО «Альфа» принадлежит производственное здание. Его первоначальная стоимость составляет 15 000 000 руб. Срок полезного использования – 18 лет (216 мес., седьмая амортизационная группа).

Налог с этого здания платят исходя из средней (среднегодовой) стоимости. И в бухгалтерском, и в налоговом учете имущество в «Альфе» амортизируют линейно, амортизационную премию не применяют. В регионе, где зарегистрирована «Альфа» и находится здание, ставка налога на имущество установлена в размере 2,2 процента.

Месячная норма амортизации по зданию: 0,46296% (1 : 216 мес. × 100) Ежемесячная амортизация составляет: 69 444 руб.

(15 000 000 руб. × 0,46296%) Здание эксплуатировали в течение восьми лет, вплоть до марта текущего года.

То есть март был 97-м месяцем эксплуатации. В нем было принято решение провести реконструкцию. В апреле здание после реконструкции ввели в эксплуатацию. Срок его полезного использования не изменился, а вот первоначальную стоимость увеличили до 16 000 000 рублей. То есть расходы на реконструкцию составили 1 000 000 руб.

То есть расходы на реконструкцию составили 1 000 000 руб.

В апреле здание продолжали амортизировать. Общий срок эксплуатации на начало мая составил 98 месяцев. Начиная с мая здание амортизируют с учетом изменений в первоначальной стоимости.

Поэтому месячная норма амортизации составляет: 0,84746% (1 : 118 мес. × 100) Для расчета ежемесячной амортизации бухгалтер определил остаточную стоимость здания на начало мая (с учетом затрат на реконструкцию и за минусом амортизации, начисленной в апреле по прежней норме): 9 194 488 руб. ((15 000 000 руб. + 1 000 000 руб.) – 98 мес.

× 69 444 руб.) Исходя из этих данных, бухгалтер определил ежемесячную сумму амортизации, которая будет уменьшать стоимость реконструированного здания начиная с мая: 77 920 руб. (0,84746% × 9 194 488 руб.) Для расчета авансовых платежей за I квартал и за полугодие бухгалтер считал среднюю стоимость.

Для этого были определены остаточная стоимость имущества на начало года, на начало каждого месяца внутри отчетного периода и на начало месяца, следующего сразу за ним. Период, на начало которого, бухгалтер определял остаточную стоимость Размер остаточной стоимости Январь (на начало года) 8 472 264 руб.

(15 000 000 руб. – (94 мес. × 69 444 руб.)) Февраль 8 402 820 руб. (15 000 000 руб. – (95 мес. × 69 444 руб.)) Март 8 333 376 руб. (15 000 000 руб. – (96 мес. × 69 444 руб.)) Апрель 8 263 932 руб.

(15 000 000 руб. – (97 мес. × 69 444 руб.)) Май 9 194 448 руб. (16 000 000 руб. – (98 мес. × 69 444 руб.)) Июнь 9 116 568 руб. (16 000 000 руб. – (98 мес. × 69 444 руб.) – (1 мес.

× 77 920 руб.)) Июль 9 038 648 руб. (16 000 000 руб. – (98 мес. × 69 444 руб.) – (2 мес. × 77 920 руб.)) Средняя стоимость за I квартал составила: 8 368 098 руб.

((8 472 264 руб. + 8 402 820 руб. + 8 333 376 руб. + 8 263 932 руб.) : 4 мес.) Авансовый платеж за I квартал составил: 46 025 руб.

(8 368 098 руб. × 2,2% : 4) Средняя стоимость за полугодие составила: 8 688 865 руб.

((8 472 264 руб. + 8 402 820 руб.

+ 8 333 376 руб. + 8 263 932 руб. + 9 194 448 руб. + 9 116 568 руб. + 9 038 648 руб.) : 7 мес.) Авансовый платеж за полугодие составил: 47 789 руб.

(8 688 865 руб. × 2,2% : 4) Ситуация: с какого момента для расчета налога на имущество нужно учитывать объекты, включенные в состав основных средств (доходных вложений в материальные ценности) 1-го числа текущего месяца? Такие объекты следует включать в расчет средней стоимости имущества начиная со следующего месяца. Дело в том, что при определении средней стоимости имущества для расчета налога на имущество за отчетный период учитывают показатели остаточной стоимости основных средств на 1-е число каждого из четырех месяцев – трех отчетного периода и еще одного, следующего за ним.

Эти данные формируют в порядке, который установлен для бухгалтерского учета и отчетности. Это предусмотрено в пункте 3 статьи 375 и пункте 4 статьи 376 Налогового кодекса РФ.

Согласно этому порядку учитывать нужно сведения о тех хозяйственных операциях, которые были проведены до 00 часов 00 минут указанных дат.

То есть на начало дня, без учета операций, которые были в его течение.

Поэтому, например, если основные средства оприходованы 1 марта, при расчете средней стоимости имущества сведения о них учитывают по состоянию на 1 апреля. Все это следует из пункта 12 ПБУ 4/99. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 16 декабря 2011 г. № 03-05-05-01/97. Ситуация: на какое количество месяцев необходимо разделить сумму остаточной стоимости основных средств при расчете налога на имущество?
№ 03-05-05-01/97. Ситуация: на какое количество месяцев необходимо разделить сумму остаточной стоимости основных средств при расчете налога на имущество?

Организация создана (ликвидирована) в середине года. Сумму среднегодовой остаточной стоимости имущества разделите на 13 месяцев. Порядок определения среднегодовой стоимости основных средств для расчета налога на имущество не зависит от времени создания или ликвидации организации.

Поэтому применяют общее правило: сумму остаточной стоимости имущества на начало, каждый месяц и на конец года делят на 12 месяцев плюс еще один. Такой порядок установлен пунктом 4 статьи 376 Налогового кодекса РФ. Из этого правила есть одно исключение.

Оно сделано для организаций, созданных в период с 1 по 31 декабря. Первым налоговым периодом по налогу на имущество для них будет только следующий календарный год. Объясняется это тем, что сумму налога за год рассчитывают исходя из среднегодовой стоимости имущества, а не из средней за фактический период деятельности организации.

Возможность расчета налога на имущество за период с 1 декабря года создания организации по 31 декабря следующего года главой 30 Налогового кодекса РФ не предусмотрена. Форма декларации по налогу на имущество также не позволяет заполнять ее за 13 месяцев. Такие разъяснения есть в письме Минфина России от 30 декабря 2004 г.

№ 03-06-01-02/26. Такой же порядок применяют, когда происходит реорганизация в середине года.

На это указано в письме Минфина России от 24 февраля 2012 г. № 07-02-06/28. Пример определения среднегодовой стоимости основных средств для расчета налога на имущество. Организация ведет деятельность в течение неполного календарного года ООО «Альфа» создано 10 июля.

По данным бухучета остаточная стоимость основных средств, признаваемых объектами обложения налогом на имущество, равна:

  1. на 1 ноября – 5 750 000 руб.;
  2. на 1 октября – 5 800 000 руб.;
  3. на 1 августа – 6 000 000 руб.;
  4. на 1 декабря – 5 700 000 руб.;
  5. на 31 декабря (с учетом операций, отраженных в бухучете в течение 31 декабря) – 5 650 000 руб.
  6. на 1 сентября – 5950 000 руб.;

Средняя стоимость имущества за девять месяцев составляет: (6 000 000 руб.

+ 5 950 000 руб. + 5 800 000 руб.) : (9 + 1) = 1 775 000 руб.

Среднегодовая стоимость имущества за год составила: (6 000 000 руб. + 5 950 000 руб. + 5 800 000 руб. + 5 700 000 руб. + 5 700 000 руб.

+ 5 650 000 руб.): 12 + 1) = 2 680 769 руб. Вас также может заинтересовать

Налог на имущество и кадастровая стоимость

Важное По теме Читайте все материалы (184) по теме . Есть обновление (+169), в том числе: 14 апреля 2016 г.

12:01 Автор: О. В. Давыдова Журнал «» № 4/2016 При каких обстоятельствах и кем налоговая база по налогу на имущество определяется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости? Что делать, если в государственном кадастре недвижимости объекта завышена?

С 2014 года действует норма (ст. 378.2 НК РФ) о том, что в отношении отдельных объектов недвижимости налоговая база по налогу на имущество определяется организациями как кадастровая стоимость таких объектов, а не их среднегодовая стоимость. Это среди прочего касается нежилых помещений, предназначенных или используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Возникновение обязанности по исчислению налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов напрямую зависит от действий региональных властей и того, кто является владельцем такого имущества. Последовательность действий, которые должны быть совершены на уровне субъекта РФ для того, чтобы у налогоплательщиков появилась обязанность по исчислению налоговой базы по налогу на имущество исходя из кадастровой стоимости соответствующих объектов недвижимости, такова.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ должен выполнить возложенные на него обязанности не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество (календарного года). При этом п. 7 ст. 378.2 НК РФ не предусмотрено опубликование перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в общем порядке – когда от момента опубликования зависит срок вступления в силу акта законодательства о налогах (п.

При этом п. 7 ст. 378.2 НК РФ не предусмотрено опубликование перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в общем порядке – когда от момента опубликования зависит срок вступления в силу акта законодательства о налогах (п. 1 ст. 5 НК РФ). Налоговый кодекс лишь требует от уполномоченного органа разместить перечень на соответствующем сайте в Интернете в определенный срок.

Поэтому, допустим, размещение перечня в Интернете 26.12.2013 означает, что налоговая база по имуществу, включенному в него, за 2014 год должна рассчитываться исходя из кадастровой стоимости (постановления АС ЗСО от 16.10.2015 № Ф04-24701/2015 по делу № А27-5717/2015, от 15.10.2015 № Ф04-24678/2015 по делу № А27-5716/2015). В качестве плательщика налога на имущество, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, выступает собственник этого имущества или организация, владеющая имуществом на праве хозяйственного ведения. Положения ст. 378.2 НК РФ распространены на организации, у которых имущество находится на праве хозяйственного ведения, с 01.01.2016 (пп.

3 п. 12 указанной статьи в редакции Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ). Поэтому в случае отсутствия у покупателя права собственности на объект недвижимого имущества, включенного в соответствующий перечень, плательщиком налога на имущество признается продавец – собственник этого объекта (даже в том случае, когда объект уже принят покупателем к бухгалтерскому учету в качестве основного средства) (письма Минфина РФ от 02.02.2016 № 03-05-04-01/4770, от 25.11.2015 № 03-05-04-01/68419, Апелляционное определение ВС РФ от 04.02.2016 № 4-АПГ15-45).

Возложение обязанности по исчислению и уплате налога на имущество на покупателя зависит от даты возникновения у него права собственности на приобретенный объект недвижимости. В свою очередь, юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество является государственная регистрация таких прав, то есть день внесения соответствующих записей о правах в ЕГРП. Если право собственности возникает в течение налогового (отчетного) периода, исчисление суммы налога (авансовых) платежей осуществляется с учетом специального коэффициента владения (п.

5 ст. 382 НК РФ). К сведению При исчислении налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости отчетными периодами признаются I, II и III кварталы календарного года (абз.

2 НК РФ, введенный Федеральным законом от 28.11.2015 № 327-ФЗ).

Коэффициент владения = Количество полных месяцев, в течение которых объекты недвижимости находились в собственности налогоплательщика _______________________________________________________ Количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде Над тем, каким образом определяется количество полных месяцев владения объектом недвижимости в ситуации, когда право собственности возникает не с 1-го числа месяца, поработал Федеральный закон от 29.12.2015 № 396-ФЗ. В связи с этим с 01.01.2016 в целях определения коэффициента владения учитывается, произошло ли возникновение права собственности до или после 15-го числа соответствующего месяца.

Ранее за полный месяц принималось любое количество дней владения в месяце, в связи с чем за один и тот же месяц налог на имущество мог уплатить и продавец, и покупатель.

Ключевой момент Плательщиком налога на имущество по объектам недвижимости, налоговая база в отношении которых рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости, является собственник такого имущества. Причем если организация владеет объектом неполный , то исчисление налога на имущество производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев владения к количеству месяцев в налоговом периоде. Как мы уже выяснили, непременным условием для расчета налоговой базы в зависимости от кадастровой стоимости является включение уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ конкретного объекта в перечень объектов, в отношении которых налоговая база считается как кадастровая стоимость.

Причем порой налогоплательщики заинтересованы во включении имущества в такой перечень (если кадастровая стоимость объекта меньше его остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета), а уполномоченный орган этого не делает. Может ли настоять на включении соответствующего объекта в перечень? На основании п. 10 ст. 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, не попавшие в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ на очередной налоговый период, если иное не установлено указанным пунктом.

Иное предусмотрено для ситуации образования объекта недвижимости в результате раздела имущества, поименованного в перечне. Таким образом, объекты недвижимости, обнаруженные после 1 января налогового периода, региональные власти должны включить в перечень по состоянию на 1 января уже следующего налогового периода. В связи с этим ФНС уже не раз подчеркивала, что ст.

378.2 НК РФ не предусмотрено внесение изменений в течение налогового периода в перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части добавления в него новых объектов (см. Письмо от 28.04.2015 № БС-4-11/7315). У судей же на этот счет другое мнение.

Одним из примеров является Постановление АС МО от 10.03.2016 № Ф05-756/2016 по делу № А41-17527/2015.

Как указали арбитры, документ, в котором уполномоченный орган формирует перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не может быть отнесен к нормативным правовым актам.

А согласно разъяснениям, представленным в Постановлении Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий:

  1. несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту. В свою очередь, норма п. 7 ст. 378.2 НК РФ не предусматривает какой-либо альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества: таковой должен быть составлен в установленный срок и в него подлежат включению те объекты, которые указаны в пп. 1, 2 п. 1 названной статьи;
  2. нарушение оспариваемым актом прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также незаконное возложение им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем обозначенной деятельности. Данное нарушение возникает в том случае, если невключение объектов в перечень влечет завышение налоговой базы для организации при исчислении налога на имущество.

При этом арбитры подчеркнули, что законодательно не запрещено внесение изменений в ненормативные правовые акты. В указанном деле судьи установили, что спорные объекты недвижимого имущества подлежали включению в перечень, утвержденный Распоряжением Минмособлимущества от 19.12.2014 № 12ВР-1559, так как уполномоченный орган обладал соответствующей информацией. Еще 01.07.2014 Министерством был получен реестр объектов недвижимого имущества, подлежащих включению в перечень, в нем среди прочих объектов были отражены сведения о спорных зданиях общества.

Следовательно, уполномоченный орган обязан с целью восстановления нарушенного права общества включить объекты в «старый» перечень и совершить действия, предусмотренные в связи с этим п.

7 ст. 378.2 НК РФ (направить информацию в налоговые органы по месту нахождения объектов и разместить ее на соответствующем сайте в Интернете). Ключевой момент Если уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ обладал информацией об объекте недвижимости, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество должна определяться исходя из его кадастровой стоимости, но в соответствующий перечень его не включил, налогоплательщик вправе обратиться в суд за защитой своих прав и интересов.

При наличии доказательств арбитры обяжут уполномоченный орган внести изменения в имеющийся перечень и осуществить другие необходимые действия по восстановлению прав заявителя. Еще один аналогичный пример – Постановление АС СЗО от 27.01.2016 № Ф07-3828/2015 по делу № А56-7156/2015. Государственный учет реконструированного здания произведен 16.09.2014, а с письмом о включении спорного здания в перечень общество обратилось 04.12.2014.

Следовательно, спорный объект должен был быть включен в перечень. Другая ситуация, с которой могут столкнуться организации, – указание в государственном кадастре недвижимости (ГКН) кадастровой стоимости объекта недвижимости, превышающей рыночную стоимость этого объекта.

Что можно сделать в такой ситуации? Ничего, если кадастровая стоимость завышена по объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество рассчитывается исходя из его среднегодовой стоимости.

В этом случае требование о внесении в реестр изменений судьями удовлетворено не будет. Примеров тому в арбитражной практике более чем достаточно. Арбитражный суд Судебный акт АС ВВО Постановление от 22.05.2015 № Ф01-1363/2015 по делу № А43-11536/2014 АС ВВО Постановление от 20.05.2015 № Ф01-1347/2015 по делу № А43-11543/2014 АС ПО Постановление от 22.07.2015 № Ф06-25871/2015 по делу № А55-15912/2014 АС УО Постановление от 19.02.2016 № Ф09-1933/15 по делу № А60-30653/2014 Объясняется это тем, что до тех пор, пока кадастровая стоимость спорного объекта не является базой для исчисления налогов и иных обязательных платежей, внесение в ГКН кадастровой стоимости объекта в завышенном размере не влечет нарушения прав и законных интересов организации.
Арбитражный суд Судебный акт АС ВВО Постановление от 22.05.2015 № Ф01-1363/2015 по делу № А43-11536/2014 АС ВВО Постановление от 20.05.2015 № Ф01-1347/2015 по делу № А43-11543/2014 АС ПО Постановление от 22.07.2015 № Ф06-25871/2015 по делу № А55-15912/2014 АС УО Постановление от 19.02.2016 № Ф09-1933/15 по делу № А60-30653/2014 Объясняется это тем, что до тех пор, пока кадастровая стоимость спорного объекта не является базой для исчисления налогов и иных обязательных платежей, внесение в ГКН кадастровой стоимости объекта в завышенном размере не влечет нарушения прав и законных интересов организации.

А в силу ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами только в том случае, если эти результаты затрагивают их права и обязанности. Совсем по-другому складывается ситуация, если организация исчисляет налоговую базу по объекту недвижимости исходя из его кадастровой стоимости.

В этом случае суд пересмотрит кадастровую стоимость – установит ее, к примеру, равной рыночной. Арбитражный суд Судебный акт АС МО Постановление от 14.12.2015 № Ф05-17413/2015 по делу № А40-92043/14 АС МО Постановление от 02.07.2015 № Ф05-5478/2015 по делу № А40-115433/14 АС МО Постановление от 25.03.2015 № Ф05-2325/2015 по делу № А40-54208/14-28-456 АС МО Постановление от 02.03.2016 № Ф05-203/2016 по делу № А40-114576/14 АС МО Постановление от 01.02.2016 № Ф05-19000/2015 по делу № А40-123717/14 Тогда у организации появится возможность пересчитать обязательства по налогу на имущество в сторону уменьшения, если таковые были определены с учетом завышенной кадастровой стоимости, но только начиная с того налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Причем пересчет можно осуществить не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (п.

15 ст. 378.2 НК РФ, введенный Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ).

Если же кадастровая стоимость в установленном порядке не оспорена, исчислять налог на имущество с учетом иной стоимости нельзя (Постановление АС МО от 26.02.2016 № Ф05-849/2016 по делу № А40-72764/2015). Ключевой момент Обращаться в суд с требованием о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанной в ГКН, в связи с ее завышением следует только в том случае, если эта стоимость выступает в качестве налоговой базы по налогу на имущество.

С учетом измененной кадастровой стоимости налог на имущество исчисляется с начала налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре. Это прямо предусмотрено Налоговым кодексом. Как указала ФНС в письмах от 22.12.2015 № БС-4-11/22488@, от 21.12.2015 № БС-4-11/22349, от 16.10.2015 № БС-4-11/18050@, из перечня, определенного на соответствующий налоговый период, должны быть исключены объекты недвижимого имущества:

  1. в отношении которых судом принято решение о неправомерности их включения в перечень (например, по причине несоответствия критериям отнесения объекта недвижимости к объектам, в отношении которых региональным законодательством установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости).
  2. которые ошибочно включены в него уполномоченным органом власти субъекта РФ;

Информация об этом должна быть размещена в Интернете на сайте, на котором первоначально был приведен перечень.

Что касается порядка расчета налога на имущество, в описанной ситуации, по мнению налоговиков, нужно исходить из следующего.

Если принято решение об исключении из перечня неправомерно включенного в него объекта недвижимого имущества, налоговая база в отношении указанного объекта в соответствующем налоговом периоде определяется как среднегодовая стоимость. Аналогичный порядок исчисления налоговой базы действует и в случае наличия судебного решения, признающего недействующим соответствующий пункт перечня (в отсутствие постановления уполномоченного органа власти субъекта РФ об исключении объекта из перечня).

Считаем: если наличие объекта недвижимости в перечне нарушало права организации (когда кадастровая стоимость превышает среднегодовую стоимость имущества по данным бухгалтерского учета), налоговую базу по налогу на имущество следует определить исходя из среднегодовой стоимости.

Такой подход применен судьями при рассмотрении обстоятельств дел № А40-45999/15 (см.

Постановление АС МО от 18.11.2015 № Ф05-15564/2015) и № А40-21372/15 (см. Постановление АС МО от 08.12.2015 № Ф05-17356/2015). Причем если акт уполномоченного органа признан недействительным в соответствующей части по иску организации, то это уже свидетельствует о нарушении ее прав.

А как должны разворачиваться события в ситуации, когда кадастровая стоимость объекта недвижимости, исключенного уполномоченным органом из перечня, не превышает его среднегодовую стоимость?

Понятно, что ФНС будет требовать исчислить налог на имущество исходя из среднегодовой стоимости за весь налоговый период. Организация может попробовать настоять на применении кадастровой стоимости (до момента принятия решения об исключения объекта из перечня), но такой риск может оказаться неоправданным, поскольку судьи, скорее всего, подобный подход не поддержат.

Аргумент может быть таким: применение правильной налоговой базы не является нарушением прав организации.

Ключевой момент В случае исключения объекта недвижимости уполномоченным органом из перечня или принятия судом решения о неправомерности включения объекта в перечень налоговую базу по налогу на имущество следует исчислить исходя из среднегодовой стоимости такого имущества. * * * Налоговая база по налогу на имущество в отношении отдельных объектов недвижимости рассчитывается собственниками как их кадастровая стоимость в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта РФ соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, определенный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

Если при наличии на то оснований уполномоченный орган не включит объект недвижимости в перечень, налогоплательщик может через суд добиться восстановления своего нарушенного права. То же самое касается ситуации, когда в ГКН кадастровая стоимость объекта завешена (но только если налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта). В этом случае обязательства по налогу на имущество ставятся в зависимость от исправленной кадастровой стоимости начиная с того налогового периода, когда подано заявление о ее пересмотре.

А вот если объект недвижимости исключен из перечня, налоговую базу придется определить уже исходя из среднегодовой стоимости имущества. [1] Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных ст.

5 НК РФ. [2] Пункты 1, 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

, Письмо ФНС РФ от 01.02.2016 № [3] Если объект, включенный уполномоченным органом в перечень, не соответствует определенным критериям, перечисленным в ст. 378.2 НК РФ, налогоплательщик вправе исчислять налог на имущество исходя из среднегодовой стоимости имущества. Это связано с тем, что при указанных обстоятельствах само по себе включение объекта в перечень не имеет правового значения (Постановление АС МО от 07.12.2015 № Ф05-15869/2015 по делу № А40-219381/14).

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+