Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Юридическая ответственность за разглашение государственной тайны

Юридическая ответственность за разглашение государственной тайны

Юридическая ответственность за разглашение государственной тайны

Марат В отличие от довольно легкомысленного обращения государства с сохранности своих секретов оно уделяет особое внимание, жестко наказывая тех, кто осмелится их раскрыть. Перечень сведений, не предназначенных для чужих ушей, составляет весьма внушительный список, а процедура доступа к государственной тайне отличается сложностью и многоступенчатостью.

Проверяют все и всех: ближайших родственников, наличие судимостей, визиты за границу и т.д. Понятие «государственной тайны»Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Такое определение содержится в (далее — Закон).

Сведения, подлежащие защитеКакие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в . Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ.

В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:

  1. военная;
  2. экономика, наука и техника;
  3. внешняя политика и экономика;
  4. разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.

В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений.

Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиваниюВ соответствии со не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

  1. о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
  2. о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
  3. о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  4. о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
  5. о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  6. о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  7. о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

Порядок допуска к государственной тайнеУказанный порядок определяется .В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

  1. первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  2. вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  3. третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

Если у вас есть допуск к сведениям высокой степени секретности, то он же является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы). Тщательность проверки уполномоченными органами зависит от формы допуска.Так, оформление доступа по третьей форме производится без проведения органами безопасности проверочных мероприятий.

Решение принимается на основании анкетных данных. Исключение составляют оформление допусков руководителям организаций и работникам подразделений, связанных с защитой государственной тайны.

В отношении этих лиц проверочные мероприятия проводятся в обязательном порядке.

Первоначальное «знакомство» с кандидатом на допуск начинается с анкеты, в которой, кроме всего прочего, необходимо указать следующие сведения: пребывание за границей, наличие судимостей, отношение к воинской обязанности, наличие близких родственников, в том числе за границей.В допуске может быть отказано по следующим причинам:

  1. наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  2. уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.
  3. выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности РФ;
  4. признание гражданина судом недееспособным (ограничено дееспособным), рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления;
  5. постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;

Есть отдельные категории граждан, которым нет необходимости оформлять допуск к государственной тайне. В соответствии со с таковыми являются:

  1. члены Совета Федерации РФ,
  2. депутаты Государственной Думы РФ,
  3. адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну.
  4. судьи на период исполнения ими своих полномочий,

Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, а также о привлечении их к ответственности в случае разглашения (берется соответствующая расписка).Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц перед федеральным законодательством.Ответственность за нарушение режима государственной тайныГосударство рьяно следит за сохранением государственной тайны и довольно серьезно карает ее нарушителей. предусматривает уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне.

Государство отдает себе отчет в неэффективности применения мер дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора или увольнения, гражданско-правовой ответственности в виде призрачной перспективы взыскать ущерб с причинителя убытков, а также административной ответственности, распространяющейся только на организации в виде перспективы лишения лицензии на допуск к государственной тайне и относительно небольшого штрафа ().Так что государством довольно подробно проработан вопрос об уголовной ответственности граждан.

Гражданин может быть осужден по четырем статьям в случае нарушения им режима государственной тайны:

  1. «Утрата документов, содержащих государственную тайну». Наказание: лишение свободы до 3 лет.
  2. «Государственная измена». Наказание: от 12 до 20 лет заключения, плюс штраф до 500000 рублей.
  3. «Шпионаж». Наказание: лишение свободы от 10 до 20 лет.
  4. «Разглашение государственной тайны». Наказание: лишение свободы до 4 лет, в особых случаях — от 3 до 7 лет.

При этом в качестве дополнительного наказания применяется лишение права занимать определенные должности. На практике, привлечение к уголовной ответственности гражданина по таким «нехорошим» статьям ставит крест на его дальнейшей карьере. Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter 15 августа 2020 19 августа 2020 20 августа 2020

Ответственность за разглашение государственной тайны: состав преступления и наказание

Сведения, государственного значения, подлежат обязательной охране и недоступны для большинства граждан нашей страны и для иностранных государств и организаций.

По вполне понятным причинам разглашение подобной информации может привести к ужасающим последствиям колеблющихся от значительного экономического ущерба до полномасштабной войны. Именно поэтому рассматриваемое в настоящей статье преступление и относится к категории тяжких преступлений, направленных против конституционных основ России, как суверенной страны. Основным объектом и предметом данной темы, а, следовательно, и самого преступления, является обеспечение защиты и сохранности сведений, составляющих .

А это в свою очередь составляет одну из основ обеспечения безопасности любой суверенной страны. Для того чтобы понимать, о какой именно информации пойдёт речь, следует обратиться к положениям Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» и Указу Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Положения данных нормативно-правовых актов объёмные и насчитывают не один десяток различных видов, разделённых по сфере использования и степени важности.

Основные категории государственной тайны выглядят следующим образом:

  1. Сведения в области внешней политики и экономики;
  2. Сведения в военной области;
  3. Сведения в области экономики, науки и техники;
  4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, в области противодействия терроризму и обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.

Как видно из данного списка, все эти категории регулируют важнейшие составляющие обороноспособности страны и её экономической независимости и безопасности. Тяжесть ответственности и наказания за разглашение рассматриваемых сведений устанавливается с учётом положений статьи 283 Уголовного Кодекса РФ. Следует отметить, что данное преступление во многих аспектах схоже со шпионажем и , и при наличии признаков состава этих деяний в разглашение государственной тайны, квалификация будет исходить уже из положений статьи 275 или 276 УК РФ.

А для того чтобы определить, в чём заключается принципиальная разница между этими преступлениями, следует обратиться к статье 283 УК РФ:

  • Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —

наказывается арестом на срок от четырёх до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

Итак, в приведённой части первой идёт прямое упоминания о вариантах получения доступа к государственной тайне, это служебная или трудовая деятельность или учёба.

Иные случаи, ссылка на которых прописана здесь же, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63

«Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»

, а также другими нормативно-правовыми актами, имеющими более узкий локальной-правой характер. Стоит отметить, что процедура получения допуска носит невероятно сложную форму, которая требует прохождения множества проверок и предоставления различных разрешающих приказов, постановлений и справок. В том числе, в зависимости от закрытости и важности информации, требуется подпись о неразглашении со стороны самого просителя допуска, а также со стороны его близких родственников.

Принимая во внимание вышеописанное, объект преступления специальный — это лицо, которое в обязательном порядке достигло шестнадцатилетнего возраста и получило оформленный в соответствии с действующим законодательством допуск. Субъектами могут стать и иные лица, которым государственная тайна не была доверена законным допуском, например, охранники или обслуживающий персонал, но в силу своей профессиональной деятельности имеющие возможность услышать или увидеть закрытые для них сведения.
Субъектами могут стать и иные лица, которым государственная тайна не была доверена законным допуском, например, охранники или обслуживающий персонал, но в силу своей профессиональной деятельности имеющие возможность услышать или увидеть закрытые для них сведения.

Ещё одним важным моментом состава рассматриваемого преступления является фактическое умышленное донесение государственной тайны до других лиц. Например, предположим две ситуации: Гражданка «А» по долгу службы получила доступ к особо важным сведениям, для последующей работы с ними. Получение данного доступа создало для «А» множество обязанностей по обращению и хранению информации государственного значения, соблюдение которых было обязательным.

Но гражданка «А» пренебрегла своими обязанностями и скопировала часть сведений на свой личный компьютер, допуск к которому имелся ещё у троих людей.

Если рассматривать ситуацию через призму статьи 283 УК РФ, то гражданка «А» разгласила закрытые для других лиц сведения, но в силу того обстоятельства, что они не стали известны третьим лицам, квалификация содеянного как преступление отсутствует. Эта же ситуация, но с небольшими изменениями. Скопированные гражданкой «А» сведения были умышленно продемонстрированы гражданину «Б», с целью повышения в его глазах своей значимости и демонстрации социального положения.

После завершения «самоутверждения» копия была удалена. Цели разглашения — это личные мотивы, не преследующие корысти.

Но факт разглашения был зафиксирован, а также информация стала известна третьим лицам, что и позволяет квалифицировать содеянное гражданкой «А» по статье 283 УК РФ.

  • То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —

наказывается на срок от трёх до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет. Тяжкие последствия, являющиеся главным признаком части второй, могут носить различный характер, но определяются только с учётом всех обстоятельств в каждом конкретном случае.

Во внимание берутся все возможные детали: должность виновного лица, важность разглашённых сведений, как и каким образом они были использованы, какой реальный ущерб был причинён, какие могут быть дальнейшие последствия.

Если подобные тяжкие последствия были желанными и все предшествующие действия умышленно совершались с целью их достижения, то образуется квалификация по совокупности преступлений с учётом положений Уголовного Кодекса РФ. В заключение стоит ещё раз повторить о важности отграничения рассмотренного преступления со схожими деяниями в виде государственной измены и шпионажа.

Главное отличие — это направленность действий. В измене и шпионаже — это понимание того факта, что полученные сведения и организациям, а в разглашении государственной тайны — целью является лишь донесение этой информации до третьих лиц, в том числе совершаемое в неумышленной форме. Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Какое наказание предусмотрено за разглашение сведений, являющихся государственной тайной?

› › › Разглашение гостайны является уголовно наказуемым деянием, входящим в группу преступлений против государства.

Ответственность за него прописана в 283 ст. действующей редакции Уголовного кодекса.СодержаниеДорогие читатели!

Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно. Объект преступления состоит в обеспечении безопасности и надлежащей сохранности сведений, составляющих государственную тайну.Предмет преступления – это сведения, которые составляют государственную тайну. Данные сведения прописаны:

  1. в Законе РФ №5485-1 «О государственной тайне»;
  2. в Указе Президента РФ от 1995 года №1203;
  3. в Указе Президента РФ от 2004 года №1286 «Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (контролирующие лица в данную комиссию назначаются самим Президентом).

Общественная опасность преступления состоит в разглашении сведений, обеспечивающих государства, и несанкционированный доступ к подобного рода данным третьим лицам.Под разглашением государственной тайны подразумевается предание огласки сведений, составляющих государственную тайну лицам, которые не имеют к ней доступа, с нарушением действующего порядка или регламента распространения подобного рода сведений.

Состав данного преступления – материальный.Моментом совершения преступления является момент передачи сведений в достояние другого лица, что создает опасность их использования в ущерб российским интересам.Для того чтобы разглашение государственной тайны стало предметом уголовного преследования, необходимо, чтобы гостайна стала известна людям, которые не имеют к ней соответствующего доступа. Сведения могут быть разглашены устным или письменным способом, с использованием СМИ: данный аспект не имеет принципиального значения при квалификации преступления.Субъект данного преступления специальный – это лицо, которое имеет доступ к государственной тайне по роду , работы или учебы и использующее указанные сведения для выполнения своих профессиональных обязанностей.

Преступление может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины.Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны наступает в отношении дееспособных лиц в возрасте от 16 лет.Разглашение может иметь форму активных действий или бездействия.

Примерами активных действий могут являться:

  1. демонстрация документов, схем или устройств;
  2. разглашение информации в ходе открытого доклада или лекции и пр.
  3. передача сведений в ходе доверительной беседы;

может быть выражено в непринятии соответствующих мер по засекречиванию информации, в результате чего она стала доступна третьим лицам или допуск посторонних к данным, составляющим гостайну.Общее правило работы с информацией, которая содержит государственную тайну, состоит в том, что запрещена любая форма ее распространения.Она может стать достоянием третьих лиц только в исключительных случаях, прописанных в законодательстве. Примерами законного рассекречивания сведений третьему лицу может являться адвокат, который участвует в деле, связанном с государственной тайной; ученый, работающий над диссертацией, судья, депутат Госдумы и пр.Важной отличительной чертой законного разглашения государственной тайны является получение у адресата расписки о неразглашении поступивших сведений.

При этом после прекращения действия допуска к гостайне лицо не вправе разглашать ставшие известными сведения.Адресат, который получил сведения у виновного в разглашении тайны, может быть:

  1. из числа лиц, которые не имели доступа к гостайне;
  2. из числа лиц, имеющих такой доступ, но которые не вправе знакомиться со сведениями, которые были сообщены виновным.

Адресат должен быть вменяемым и осознавать, что полученные им сведения относятся к государственной тайне. Если же эти данные преступник разгласил психически невменяемым, малолетним, то состав преступления нельзя считать оконченным и речь идет только о на него.Субъект преступления может действовать умышленно или передать сведения по неосторожности. В первом случае виновный должен осознавать, что он разглашает гостайну (например, хвалится своей осведомленностью по определенным вопросам перед родственниками в общественном месте).

Во втором – преступник не предвидит, что результатом его действия станет утечка информации.

Например, он использует достаточно уязвимый шифр в процессе передачи секретных данных. Статья 283 УК РФ, которая предусматривает ответственность за разглашение государственной тайны, применяется только при отсутствии признаков в деянии государственной измены и шпионажа.

В целом разглашение имеет общие признаки с в части выдачи информации, составляющей государственную тайну.Между тем, данные преступления имеют ряд принципиальных отличий. При измене сведения передаются представителям другой страны или ее агентам, тогда как при разглашении – другим лицам (это могут быть знакомые и родственники лица, совершившего преступление).

Государственная измена имеет вид шпионажа, тогда как при разглашении передается информация представителям той же страны.Также отличаются они по субъектам преступления. Если по измене субъект общий, то при разглашении – специальный.

Т. е. разгласить государственную тайну может только лицо, которое владеет данной информацией по роду своей деятельности.Лицо, которое не имело по роду своей деятельности доступа к государственной тайне, не может быть привлечено к ответственности по ст. 283 УК РФ. Если же гражданин собирал соответствующие сведения умышленно, то его действия могут быть квалифицированы как или государственная измена (если эти данные впоследствии стали достоянием иностранного государства) либо по ст.

285 «Злоупотребление должностными полномочиями» или по ст. 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации».Также лица, которые не отвечали признакам субъекта преступления по ст.

283, могут выступать в качестве соучастников.При госизмене лицо осознает, что передаваемые сведения наносят ущерб безопасности страны, т.е. преступник умышленно передает информацию для причинения вреда государству. Тогда как при разглашении государственной тайны преступник может не осознавать последствия своих действий, и он не имеет желания причинить ущерб государственным интересам.

за разглашение государственной тайны предусмотрена в 283 ст.

УК РФ. Она предусматривает арест или лишение свободы с лишением права заниматься определенной деятельностью.Не отягченный состав преступления, который заключался в разглашении государственной тайны лицом, которое получило доступ к таким сведениям по роду службы, работы или учебы, прописан в части 1 ст.
УК РФ. Она предусматривает арест или лишение свободы с лишением права заниматься определенной деятельностью.Не отягченный состав преступления, который заключался в разглашении государственной тайны лицом, которое получило доступ к таким сведениям по роду службы, работы или учебы, прописан в части 1 ст.

283. Она предусматривает наказание в виде:

  1. лишения свободы до 4 лет с лишением права занимать определенные на 3 года или без такового.
  2. ареста до 4-6 месяцев;

Ответственность по ч.

1ст. 283 УК РФ наступает только при отсутствии признаков государственной измены.Часть 2 ст. 283 УК РФ содержит квалифицирующий признак преступления. Если разглашение государственной тайны повлекло за собой тяжкие последствия, то такое деяние наказывается лишением свободы до 3-7 лет с лишением права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.Последствия могут быть признаны тяжкими только по решению суда при рассмотрении материалов дела.

В частности, учитываются содержание сведений, характеристика адресата, значимость информации для государственной безопасности и пр. Тяжкие последствия являются оценочным понятием. Они могут заключаться в необходимости крупных материальных затрат для устранения последствий преступления, аресте сотрудника российских спецслужб в результате разглашения, срыве заключения крупного договора или госконтракта, поступлении информации к иностранным спецслужбам, провале агентурной сети, необходимости изменения местоположения режимного объекта и пр.Методики определения размера ущерба при разглашении государственной тайны должны определяться Правительством РФ.

Но в настоящее время такой документ, в котором изложен порядок расчета, отсутствует.При квалификации преступления как разглашения государственной тайны судья должен обратиться:

  1. к предписаниям по ст. 275 УК, чтобы установить факт отсутствия признаков госизмены.
  2. к действующим регламентам и нормативно-правовым актам, которые указывают на рекомендованный порядок обращения со сведениями, составляющими гостайну;

Ст.

26 ФЗ «О гостайне» предусматривает не только уголовную, но и административную или дисциплинарную ответственность за совершенное деяние.

Выбор меры наказания зависит от тяжести последствий в результате совершенного преступления.Таким образом, разглашение государственной тайны – это одно из преступлений против государственной власти. Ответственность за него предусмотрена в 283 ст. УК РФ, она наступает только при отсутствии в действиях лица признаков государственной измены.

Максимальное наказание при наступлении тяжких последствий предусматривает 4-7 лет лишения свободы.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно. Рейтинг автора103

Автор статьиЮрист.

Гражданское правоНаписано статей151

(Пока оценок нет)

Загрузка. Отлично 0Похожие вопросы

801

665

1 376

410Добавить комментарий девять − = Популярное15 9373 2443 223Обновления на сайте

152

176

161

104Показать ещеPravo.TeamВаша персональная команда© 2018–2020 – Юридический журналПерепечатка материалов разрешена только с указанием первоисточника Форум: Задать вопрос эксперту Спасибо!В ближайшее время мы опубликуем информацию.

Виды ответственности за разглашение государственной тайны

Государственная тайна – свод особо важной для государства информации, составляющую особую ценность для нее.

Такое деяние, как разглашение государственной тайны (гостайны) относится к преступлениям против государства. За разглашение государственной тайны предусмотрена ответственность по ст. 283 УК РФ. Какие сведения относятся к гостайне, а что не является секретно важной информацией?

Какое максимальное наказание грозит человеку в 2020 году за обнародование сведений, относящихся к гостайне? Согласно Федеральному закону «О государственной тайне» к государственное тайне относятся сведения в различных областях: военной, экономической, разведывательной, в случае распространения которых может быть подорвана безопасность России. То есть это важные сведения, представляющие интересы государства, в основных сферах деятельности страны.

Не относятся к государственной тайне сведения о следующих событиях:

  1. о состоянии окружающей среды;
  2. о стихийных бедствиях;
  3. о фактах нарушения прав, свобод человека и др.
  4. о демографической ситуации в республике;
  5. об уровне образования, культуры, сельского хозяйства;
  6. о катастрофах, чрезвычайных происшествиях, угрожающих здоровью и жизни нации;
  7. о состоянии преступности внутри страны;
  8. данные о размере золотого запаса и валютных резервов РФ;

Отнесение вышеперечисленных сведений к государственной тайне означало бы прямое нарушение жизненно важных интересов личности и общества. Именно поэтому законодатель и запрещает засекречивание таких сведений.

В ст. 26 Закона РФ от 21.07.1993 говорится о том, что должностные лица, а также граждане, которым был открыт доступ к государственной тайне, но которые нарушили этот закон, могут понести за свои неправомерные действия такую ответственность:

  1. гражданско-правовую. Такая ответственность на практике формальная, поскольку предполагает возмещение лицом, обнародовавшим ценную информацию, материального и морального вреда. Однако тяжело представить, что страна морально страдает от такого правонарушения, поэтому гражданско-правовая ответственность никогда не наступает.
  2. дисциплинарную. Такая ответственность предусматривает выговор, увольнение с работы, лишение премии. Но на практике человека, обнародовавшего секретную информацию, все же привлекают к уголовной ответственности;
  3. уголовную;
  4. административную. Этот вид ответственности предполагает наложение штрафа;

В ст. 283 УК РФ четко прописано, в каких случаях человеку грозит уголовная ответственность.

Так, если доверенное лицо разгласило сведения и они стали достоянием других лиц, однако признаков таких преступлений, как шпионаж или государственная измена, не было отмечено, тогда виновному может грозить такое наказание:

  1. заключение виновного под стражу сроком 4-6 месяцев;
  2. изоляция осужденного в колонии-поселении, в колонии строгого режима или в тюрьме сроком до 4 лет.

При этом лицо, обвиняемое в совершении преступления по ч. 1 ст. 283 УК РФ, помимо основного наказания также может лишиться права осуществлять свою прежнюю деятельность на определенный срок (ограничение на выполнение служебных обязанностей накладывается сроком не больше 3 лет). Если человек, имеющий доступ к государственной тайне, обнародовал какие-то сведения, и это привело к тяжким последствиям*, тогда его может ждать такое наказание, как изоляция в исправительном учреждении сроком 3-7 лет.

К тому же суд может постановить временно лишить осужденного права занимать определенные должности на срок до 3 лет. *Под тяжкими последствиями понимаются такие действия, которые привели к крупным затратам, аресту работника спецслужбы, срыву заключения государственных договоров и т.

п. Все сведения, относящиеся к государственной тайне, защищают федеральные органы исполнительной власти, межведомственные комиссии по защите государственной тайны, учреждения, предприятия, действие которых направлено на защиту подобных сведений.

Уголовная ответственность по данной статье наступает тогда, когда данные, которые составляют государственную тайну, становятся известными другим людям, которые не должны ничего были знать о таких сведениях. Преступление по ст. 283 УК является оконченным, когда сведения, являющиеся гостайной, стали публичными, в результате чего появилась опасность их применения во вред интересам государства.

Субъективной стороной противоправного деяния может быть как умышленная, так и неосторожная форма вины. Субъектом преступления по ст.

283 является лицо, которое располагает сведениями или работник, которого ознакомили с данными гостайны при выполнении им своих обязанностей.

Если будет установлен факт разглашения государственной тайны, то на подозреваемого подается заявление в суд и такие дела рассматриваются Верховным судом республики, краевыми или областными судами, судами городов федерального значения, автономного округа – в зависимости от места работы виновного лица, а также от того, где он добыл ценные сведения. Например, если человек работал в Севастополе, а сведения о гостайне он обнародовал лицам, находищимся в Омске, тогда дело в отношении него будет рассматриваться в Севастопольском городском суде, так как Севастополь является городом федерального значения.

Подать иск в суд на человека, обнародовавшего гостайну, может любое заинтересованное лицо, например, член правительственного органа, начальник какого-то государственного органа, работодатель виновного работника. Форма разглашения гостайны может быть разной:

  1. устной – если виновный разглашает сведения во время публичного выступления или во время беседы;
  2. письменной – если лицо обнародует данные в СМИ, пишет письма;
  3. при демонстрации предметов, которые составляют гостайну, например, какие-то важные чертежи, схемы и т. п.

В Уголовном кодексе предусмотрена разная ответственность за разглашение государственной тайны, а также за государственную измену. Но в чем отличие этих понятий?

Если разглашение произошло неумышленно, тогда вопросов не возникает – виновный идет по ст.

283 УК РФ. Но если он разглашает сведения с прямым умыслом, то как понять, что это не госизмена?

Разница в том, что при госизмене лицо понимает, что он сдает секретные сведения иностранному лицу, и он хочет сделать это для того, чтобы Российскому государству был причинен вред.

Если говорить о разглашении гостайны, то в этом случае подозреваемый понимает, что передает секретные сведения другому человеку, однако этот посторонний человек является представителем нашей страны, а не иностранного государства. Мотивом разглашения гостайны может быть желание виновного лица показать свою значимость, компетентность.

Если же речь заходит о госимзене, то здесь мотив совершенно другой – человек хочет посягнуть на безопасность государства.

Для выяснения обстоятельств, при которых произошло разглашение государственной тайны, следственные органы и суд пытаются найти ответы на такие важные вопросы:

  1. Вступало ли обвиняемое лицо в сговор с другими лицами?
  2. Разглашение гостайны было намеренным или случайным?
  3. Вмешивались ли в преступление другие лица?
  4. Какими мотивами руководствовался обвиняемый человек, разгласивший секретные сведения?

Когда человеку предоставляют доступ к сведениям государственной тайны или знакомят его с отдельными положениями, в тот момент определяется его ответственность.

Она закрепляется в письменном виде. Как это происходит? Зачастую это делается во время трудоустройства человека. Ему дается документ – соглашение о неразглашении сведений, относящихся к гостайне.

Положения из этого соглашения подробно разъясняются человеку. Изучив эти сведения, он ставит свою подпись.

Этим он уведомляет начальника о том, что понимается свою ответственность и не имеет на этот счет никаких возражений. Если у человека, подавшего иск в суд на другого человека за разглашение гостайны, не будет на руках доказательств того, что ответчик знал о своей ответственности, тогда судья не сможет удовлетворить его просьбу и наказать ответчика.

В качестве доказательства о том, что человек был проинформирован об ответственности, можно предъявить в суд подписку о неразглашении, ранее написанную подозреваемым. Вопрос: За шпионаж виновному тоже грозит наказание по ст.

283 УК РФ? Ответ: Нет, за шпионаж предусмотрена отдельная статья, а именно, ст. 276 УК РФ. Под шпионажем понимается сбор, хранение и последующая передача ценной информации другим лицам, выполняющим работу для иностранного государства.

К ответственности по этой статье привлекаются иностранные граждане или лица без гражданства. Вопрос: Является ли разглашением гостайны такой случай, при котором документы, относящиеся к гостайне (схемы), были оставлены ответственным лицом без присмотра и с ними были ознакомлены посторонние лица?

Ответ: Да, это тоже является нарушением закона.

Даже если человек вербально не обнародует такие данные, то его небрежное отношение к своим профессиональным обязанностям, а именно, забывание важных документов, носящих ценную информацию, тоже можно отнести к разглашению гостайны. Но ответственность наступает только в том случае, если посторонние лица будут ознакомлены с информацией в таких документах.
Но ответственность наступает только в том случае, если посторонние лица будут ознакомлены с информацией в таких документах.

Вопрос: С какого возраста наступает ответственность по ст.

283 УК РФ? Ответ: Ответственность за разглашение сведений, относящихся к гостайне, наступает с возраста 16 лет. Вопрос: Понесет ли наказание лицо, которому стали известные данные о гостайне случайным образом?

Ответ: Нет, не понесет. Если человек, к примеру, случайно стал обладателем данных, являющихся государственной тайной (нашел секретные документы, услышал разговор служащих и т. п.), тогда никакой ответственности он не понесет, так как никаких документов о неразглашении подобных сведений он не подписывал. Обнародование сведений, относящихся к государственной тайне, зачастую подпадает под ст.

283 Уголовного кодекса РФ, хотя допустима и другая ответственность: административная, дисциплинарная. Максимальный срок наказания за разглашение государственной тайны составляет 7 лет.

При этом виновное лицо после отбывания наказания зачастую не восстанавливается на прежней работе, перестает занимать государственную должность.
Бесплатная юридическая консультация в регионах: 8-800-555-81-37 Свежие статьиРубрики Мы ВКонтакте ©2018 Уголовный эксперт

Виды ответственности за нарушение государственной тайны

» Лицо, допущенное к работе с засекреченными данными, несет полную ответственность за сохранность государственной тайны.

Разглашение гостайны может повлечь за собой уголовную ответственность.
Зона ответственности, относящаяся к гостайне, охраняется на следующих уровнях:

  1. дисциплинарном;
  2. уголовном;
  3. административном.
  4. гражданско-правовом;

Правовая ответственность подразумевает возмещение некоего морального вреда, нанесенного государству. Гражданско-правовая ответственность является формальной, ведь доказать, что стране был нанесен какой-либо материальный или моральный ущерб затруднительно.

Определить размеры ущерба также зачастую не представляется возможным.

За шпионаж, передачу секретных данных третьим лицам, вынос засекреченной документации с режимных предприятий и разглашение сведений, составляющих государственную тайну предусмотрена уголовная ответственность. В УК РФ есть 5 статей, относящихся к сфере охраны гостайны:

  1. статья 284 — нарушение правил обращения со сведениями, содержащими гостайну.
  2. статья 283.1 — незаконное получение данных, содержащих гостайну;
  3. статья 276 — шпионаж;
  4. статья 283 — разглашение государственной тайны;
  5. статья 275 — государственная измена;

Под госизменой подразумеваются следующие действия: разглашение иностранным предприятиям или гражданам информации, относящейся к гостайне, а также шпионаж. По этой статье привлекаются «завербованные» лица и лица, которым была доверена гостайна, но они сознательно желали ее разгласить с целью обогащения (продажи сведений третьим лицам).

Шпионаж подразумевает следующие действия: хищение, сбор и передача сведений, относящихся к государственной тайне для последующей передачи лицам, имеющим иностранное гражданство. Лица, совершающие подобные деяния, действуют чаще всего либо по указаниям иностранной разведки, либо по собственной инициативе.

По 276 статье привлекаются иностранные граждане и граждане, не имеющие гражданства. Статья 283 (разглашение государственной тайны) применяется относительно лиц, в действиях которых не было обнаружено признаков шпионажа и госизмены. В этой статье 2 части:

  • Вторая часть статьи говорит об ответственности этих же лиц. Разница заключается лишь в том, что здесь идет речь о более тяжелых последствиях совершенных гражданином действий.
  • Первая часть относится к лицам, которые передали полученную ими в ходе выполнения служебных обязанностей секретную информацию в открытый доступ.

Вымогательство секретной информации, хищение сведений, заключающих гостайну и иные незаконные действия, связанные с получением засекреченных данных — все это дает полные основания для привлечения гражданина по статье 283.1.

Данная статья применяется, если в действиях лица не было обнаружено признаков шпионажа, госизмены и разглашения гостайны (признаков трех описанных выше статей Уголовного Кодекса РФ). Если лицо, имеющее доступ к гостайне, нарушило правила обращения с засекреченными материалами и документацией и это повлекло за собой тяжкие последствия или утрату, то к гражданину будет применяться статья 284 УК РФ. Как правило, лица, имеющие доступ к государственной тайне, получают , позволяющую им работать с секретной информацией.

Получение лицензии подтверждает, что гражданин прошел инструктаж по работе со сведениями, составляющими гостайну.

Если у лица есть лицензия, никакие отговорки о том, что гражданин не знал правил, не пройдут. Получившее допуск лицо обязано знать, как обращаться со сведениями и материалами, относящимися к государственной тайне. Если утраты или иных тяжких последствий из-за ошибки сотрудника в обращении с гостайной не наступило, лицо будет привлечено к административной ответственности.

Сотрудника, разгласившего гостайну, либо привлекут к уголовной ответственности, либо к административной. Дисциплинарная ответственность в теории подразумевает увольнение, лишение премиальной части или выговор.

По факту сотрудник, привлеченный по этой статье, будет уволен. Компанию проверит ФСБ. Иногда после проверок Службой Безопасности у компаний отбирают лицензии на работу с гостайной. К охране государственной тайны относится статья 13.14 КоАП РФ.

Лицо, разгласившее секретную информацию (содержащую сведения, относящиеся к государственной тайне), которая стала известна ему в ходе выполнения служебных обязанностей привлекается к административной ответственности в случае, когда его не привлекли по уголовной статье. К данным, за разглашение которых лицо привлекается к административной ответственности, не относятся сведения, связанные со служебной или коммерческой тайной. Понятия, связанные с гостайной размыты.

Появляется все больше носителей, на которых могут храниться сведения, относящиеся к гостайне (простейшие примеры: флешка, карта памяти).

Это может привести к тому, что ответственность за охрану гостайны будет ложиться на слишком большой круг людей, которые вполне могут и не знать, что являются обладателями засекреченной информации.

Нечеткие и двоякие формулировки не позволяют грамотно и эффективно контролировать деятельность лиц, в чьи обязанности входит присвоение степени секретности той или иной информации или материалам. Уполномоченное лицо вполне может отнести к гостайне самые обычные сведения. Но следить за всеми процессами, происходящими в ведомствах, слишком сложно, учитывая современные реалии.

Конкретизировать проступки должностных лиц практически невозможно.

В законодательные акты, связанные с государственной тайной, планируется внесение ряда существенных изменений.

Документация будет пересмотрена и распределена по категориям. Насколько нововведения будут эффективными, покажет время. ( Пока оценок нет ) 107 Понравилась статья?

Поделиться с друзьями: Единый реестр нотификаций шифровальных средств Центр лицензирования ФСБ (ЦЛСЗ ФСБ России) Как подготовиться к плановой проверке ФСБ по персональным данным Лицензия ФСБ: как подготовиться и получить лицензию ФСБ самостоятельно Что запрещается должностным лицам, допущенным к государственной тайне Про реестр лицензий ФСБ, как проверить лицензии на гостайну и криптографию

Ответственность за нарушение гостайны

Автор в 10.11.2017. Опубликовано Сегодня ответственность в области защиты государственной тайны охраняется на различных уровнях: уголовном, административном, гражданско-правовом и дисциплинарном. Гражданско-правовая ответственность в плане защиты гостайны предполагает возмещение материального и морального вреда.

На практике трудно себе представить, что государство морально страдает от разглашения гостайны. Доказать материальный вред от нарушения законодательство о государственной тайне также проблематично.

Поэтому такая ответственность за гостайну существует лишь формально. Дисциплинарная ответственность за нарушение режима гостайны теоретически предусматривает выговор, лишение денежной премии или увольнение.

На практике в случае разглашения государственной тайны сотрудник компании либо привлекается к уголовной ответственности с назначением реального наказания, либо компания или должностное лицо привлекается к незначительной адм. ответственности. В любом из этих случаев фирма избавляется от сомнительного сотрудника, проходит дополнительную проверку ФСБ и, возможно, лишается . Поэтому в современных правовых реалиях внимания заслуживают два первых вида: уголовная ответственность за государственную тайну и административная ответственность в плане защиты гостайны.

ст.

275 УК РФ — госизмена. Сюда входят шпионаж, сообщение иностранным гражданам или организациям сведений, составляющих государственную тайну, которые стали ему известны в связи с исполнением служебных, должностных или иных обязанностей. По этой статье к ответственности в плане защиты гостайны могут быть привлечен гражданин, если следствие докажет, что лицу доверены секретные сведения, и у подозреваемого был умысел на их разглашение.

Как правило, по таким статьям проходят граждане, которых “вербуют” иностранные разведки либо которые по своей инициативе планируют продать сведения, относимые к гостайне. ст. 276 УК РФ — шпионаж. Сбор, хранение, хищение и передача секретной информации в целях последующей передачи иностранному государству или зарубежным организациям.

Умысел -прямой: данные действия выполняются либо по собственной инициативе, либо по заданию иностранных разведок. По данной статье к ответственности по гостайне привлекают только иностранцы и лица без гражданства.

ст. 283 УК РФ — разглашение гостайны. Применяется, если не установили признаков, предусмотренных вышеуказанными статьями.

Первая часть статьи предусматривает, что лицо, которому государственная тайна стала известна в связи со служебными, рабочими или учебными обязанностями, распространило сведения в общий доступ. Вторая часть статьи предусматривает ответственность за те же деяния, если это повлекло тяжкие последствия, правда, законодатель не предусмотрел, какие именно.

Вероятно, данный вопрос должна решить судебная практика.

ст. 283.1 УК РФ — незаконное получение информации, составляющей гостайну (похищение, обман, вымогательство секретных сведений под угрозой насилия, или иным противоправным методом). По данной статье идет ответственность, если нет признаков преступлений по предыдущим статьям. ст. 284 УК РФ — нарушение правил обращения с документами и иными материалами, содержащими государственную тайну, если такое нарушение повлекло утрату или наступление тяжких последствий.

Обычно любой субъект, которому доверена работа с гостайной, получает лицензию ФСБ на данный вид деятельности — а это предполагает, что был проведен соответствующий инструктаж по работе с государственной тайной и служащие получили доступ к гостайне, а значит, знают, как следует обращаться с документацией и иными материальными носителями гостайны. Обязательный признак данного преступления — утрата или наступление иных тяжких последствий.

При их отсутствии лицо привлекается административной ответственности за разглашение гостайны.

Статья, которая подходит под охрану гостайны — ст. 13.14 КоАП РФ. Она предусматривает разглашение сведений, доступ к которым ограничен, если это деяние не наказывается в уголовно-правовом порядке.

Субъект ответственности — гражданин, которому секретная информация стала известна в связи со служебными обязанностями или в ходе обучения. В данную категорию не входят сведения ограниченного доступа, связанные с коммерческой или иной служебной тайной (например, инсайдерская информация, ноу-хау и т.д.) Предполагается, что эти сведения охраняются иными правовыми средствами. Практики отмечают, что разграничение нарушения правил обращения с носителями гостайны и разглашения гостайны слишком размыто.

В условиях стремительного развития технологий носителями гостайны могут быть любые материалы. Отсутствие точности в терминологии и определении данных диспозиций могут привести к тому, что ответственность будет распространяться на широкий круг лиц, которые никак не могут нести ответственность за разглашение гостайны просто потому, что не знали и не предполагали такой возможности.

Также невозможно конкретизировать проступок должностных лиц, уполномоченных относить те или иные сведения к категории государственной тайны. В этой области сотрудники могут посчитать секретной информацию, которая таковой не является, т.е. налицо злоупотребление служебным положением и теоретически — чрезмерное ограничение оборота информации.

Сейчас контроль данной сферы неэффективен в связи с размытыми формулировками и двояким толкованием информации. Впрочем, в законодательство о гостайне планируют внести изменения: уточнить категории секретных сведений в законе “О гостайне”, установить критерии информации для разграничения по степени. Это повлечет пересмотр документации и информации для отнесения к той или иной степени секретности или вывода из-под усиленной защиты данных.

Хотите узнать больше об ответственности за нарушения законодательства о государственной тайне?

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

7 thoughts on “Юридическая ответственность за разглашение государственной тайны

  1. Эх… Провокация, провокация, только это может делать Украина, а самой развиваться, — это не для них…

Comments are closed.

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+